В начало

Научно-производственная фирма

«МЕТА»

                     

 

                                                            

 

 

 

 

 

 

ГАЗОАНАЛИЗАТОРы  МногокомпонентнЫе

По модификациям:

 

"АВТОТЕСТ- 01.02М"

"АВТОТЕСТ- 01.03М"

 

Руководство  по эксплуатации

 

М 008.000.00 РЭ

 

 

Методика поверки

М 047.000.00 МП

 

 

 

 

 

 


 

 

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................... 5

1 ОПИСАНИЕ И РАБОТА .................................................... 5

1.1   Описание и работа прибора............................................ 5

1.1.1     Назначение................................................................ 5

1.1.2     Технические характеристики...................... ............... 7

1.1.3     Состав прибора........................................................... 9

1.1.4     Устройство и работа.................................................. 11

1.1.5     Маркировка и пломбирование.................................... 34

1.1.6     Упаковка................................................................... 34

2  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ............................ 35

2.1   Эксплуатационные ограничения ................................... 35

2.2   Подготовка изделия к использованию.......................... 35

2.3   Использование прибора................................................ 43

2.4   Поверка прибора.......................................................... 48

3  ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБСЛУЖИВАНИЕ.................................. 49

3.1   Техническое обслуживание изделия............................. 48

3.2   Текущий ремонт .......................................................... 50

4 ХРАНЕНИЕ ..................................................................... 52

5 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ................................................. 52

Приложение А. Подготовка принтера к работе..................... 53

Приложение Б Методика поверки........................................ 55


 

   

        

Настоящее  руководство по эксплуатации предназначено для         ознакомления с принципом работы, основными правилами эксплуатации, обслуживания   и транспортирования многокомпонентного газоанализатора автомобильных выбросов  "АВТОТЕСТ-01.02М", "АВТОТЕСТ-01.03М".

 

1 ОПИСАНИЕ И РАБОТА

1.1 Описание и работа прибора 

 

1.1.1 Назначение

1.1.1.1 Назначение, модификация и класс приборов приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

Класс прибора

Модификация

Назначение

II

АВТОТЕСТ – 01.02М

 

Измерение:

- концентрации оксида  углерода и углеводородов,

- частоты вращения коленчатого вала карбюраторного двигателя,

- рабочей температуры моторного масла двигателя (опция).

I, II

АВТОТЕСТ – 01.03М

АВТОТЕСТ – 01.03М П

Измерение:

- концентрации оксида  углерода, диоксида  углерода, углеводородов и кислорода, (окислов азота по дополнительной заявке потребителя)

- вычисление  l-параметра,

- измерение рабочей температуры моторного масла двигателя (опция), 

- частоты  вращения коленчатого вала  карбюраторного двигателя

 

1.1.1.2 Прибор может  применяться при проверке токсичности  отработавших газов органами ГИБДД при государственном техническом осмотре автомобилей, комитетами охраны природы при инспекционном контроле, в автохозяйствах, на станциях технического обслуживания и в производстве автомобилей для контроля и регулировки двигателей на соответствие нормам I и II класса ГОСТ Р 52033-2003.

1.1.1.3 Прибор обеспечивает следующие режимы измерений и функциональные возможности:

- измерение концентрации оксида углерода, диоксида углерода, углеводородов, кислорода, окиси азота, частоты вращения коленчатого вала автомобиля с любым числом цилиндров и вычисление            l-параметра (для модификации «АВТОТЕСТ -01.03М»);

-измерение концентрации оксида углерода, углеводородов и частоты вращения коленчатого вала автомобиля с любым числом цилиндров (для модификаций «АВТОТЕСТ -01.02М»);

- автоматическую коррекцию нуля при включении прибора и в процессе работы без отключения пробозаборной системы от выхлопной трубы автомобиля;

- автоматическое отделение и эвакуация  конденсата из пробы газа в системе пробоподготовки прибора (кроме модификаций«АВТОТЕСТ -01.01»);

- индикация и вывод результатов измерений на принтер в виде протокола с указанием номера прибора, текущей даты и времени  или персональную ЭВМ по выходу RS232 в виде блока данных;

 

1.1.1.4 При работе в составе комплекта диагностических приборов "Линия технического контроля" прибор имеет дополнительные функциональные возможности:

-ввод государственного номера проверяемого автомобиля с панели прибора на ПЭВМ;

-хранение в памяти измеренных значений при различных скоростных режимах двигателя и вывод соответствующего протокола измерений.

1.1.1.5  Для работы с прибором зимой в условиях отрицательных  температур заводом поставляется обогреваемая пробозаборная система с термостатированием пробы до температуры 35± 5 °С при температуре окружающего воздуха до  -20 °С и питанием от бортовой сети автомобиля или адаптера сети 220 В, 50 Гц.

1.1.1.6 Прибор предназначен для работы в следующих  условиях эксплуатации:

1) температура окружающей среды от минус 20 до плюс 50°C;

2) атмосферное давление от 86,6 до 106,7 кРа                                (от 650 до 800 mm Hg);

3) относительная влажность 95% при t = 30°С  и  более низких температурах без конденсации влаги;

4) рабочее положение  прибора - горизонтальное с допускаемым отклонением ±20 градусов;

5) питание прибора от сети постоянного тока напряжением (12,6±2) В или сети переменного тока 220 В, 50 Гц от выносного блока питания;

6) температура анализируемой  смеси на штуцере ВХОД не более 50°С;

7) температура анализируемой смеси на входе в пробозаборник не более 200°С;

8)  расход анализируемой смеси не  менее  60 л/ч.

 

1.1.2 Технические характеристики

 

1.1.2.1 Измеряемые  компоненты,  диапазоны  измерений,  цена единицы наименьшего разряда,  пределы  допускаемой основной погрешности прибора приведены в таблице 2.

 

Таблица 2

Измеряемый компонент

Диапазон

измерения

 

Цена деления

Участок

диапазона

измерения

Основная

погрешность

Абсо-лютная

 

Отно-ситель-ная

Углеводород

 

0-3000 млн-1

 

1 млн-1

0 ¸ 333 млн-1

333¸3000 млн-1

± 20 млн-1

--

--

± 6%

Оксид

углерода

 

0 ¸ 7 %

 

0,01%

 

 

0 ¸ 3,3%

3,3 ¸ 7%

 

    ± 0,2%

--

 

--

± 6%

Диоксид 

углерода

0¸16 %

0,1 %

 

0 ¸ 16%

 

± 1%

 

-

Кислород

0¸21 %

0,1 %

0 ¸ 3,3%

 

3,3 ¸ 21%

± 0,2%

 

        --

_

 

± 6%

l-параметр

0,5-2,00

0,001

не нормируется

Частота

оборотов

(мин-1)

0¸5000

5000¸8000 мин-1

10

100

мин-1

 

0-8000

мин-1

 

 

 

±2,5%

Температура масла

 

0¸125 ºС

 

1 ºС

 

0¸125 ºС

 

±2,0 ºС

 

 

 

-

Примечание – В таблицах приведены данные в пересчете на гексан.

Мощность, потребляемая в режиме измерения, не более  20  ВА.

Масса прибора не более 4,5 кг.

Габаритные размеры - 330х100х290  мм.

Время прогрева прибора не более 30 мин.

Время установления показаний, с, не более:

- СО, СН, СО2                                                                               30

- О2                                                                                                 60

 

Прибор в упаковке для транспортирования выдерживает:

-воздействие температур от минус 30 до плюс 50°С;

-воздействие относительной влажности 95 % при температуре 30°С и более  низких  температурах,  без  конденсации влаги.

Прибор в упаковке для транспортирования выдерживает воздействие:

-вибраций по группе N1 ГОСТ 12997-84;

-удары при свободном падении с высоты 25 мм

 

1.1.3 Состав приборов

1.1.3.1 Состав и комплект поставки приведен в таблице 3.

Таблица 3

Наименование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначение

 

 

 

Кол. для модификации, шт.

 

 

 

 

 

Примечание

 

АВТОТЕСТ-01.03М

 

АВТОТЕСТ-01.02М

1

2

3

4

5

Блок измерительный

"АВТОТЕСТ"

М 008.000.00-07

1

-

 

М 008.000.00-06

-

1

 

Блок питания

БП 220/12 В 3 А

1

1

 

Пробозаборная

трубка (6м)

М 008.00.000.01

1

1

 

Пробозабоник

М 008.02.00.00

1

1

 

 

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5


Фильтр

(каплеуловитель)

М 047.640.00

1

-

 

М 047.640.00-01

-

1

 

Трубка  Т1

(30 мм)

ПВХ 4х1,5

2

1

 

Трубка Т2 

(150 мм)

ПВХ 4х1,5

1

1

 

Трубка Т3

(210 мм)

ПВХ 4х1,5

2

-

 

Кабель питания К1

М 008.11.000.00

1

1

 

Датчик тахометра К2

М 046.000.00

1

1

 

Датчик температуры масла

М 057.630.00

1

1

по дополни-тельному заказу

Программное обеспечение

 

1

-

по дополни-тельному заказу

Кабель связи с ПЭВМ

 

1

1

                                                       Комплект запасных частей

Патрон  фильтра грубой очистки

М 008.02.100.00

2

2

 

Объемный фильтр

М 047.630.04

4

4

 

Фильтр тонкой очистки (диск)

М 047.600.04

100

100

 

Фильтр тонкой очистки газа БИГУР GB702

 

8

8

 

Фильтр тонкой очистки газа БИГУР GB 202

 

2

-

 

Предохранитель

ВП-2А

2

2

 

Фильтрующий агент

 

2

2

Комплекты

Ключ специальный

М 008.00.00.02-01

1

1

 

Термобумага

Ф. 57х30 мм в рулонах

 

 

1

 

-

Для прибо-ров с печата-ющим устройством

Эксплуатационная документация

Руководство по эксплуатации

М 008.000.00 РЭ

1

1

 

Паспорт

М 008.000.00 ПС

1

1

 

Методика поверки 

М  047.000.00 МП

1

1

 

Примечание – В скобках указана модификация прибора с печатающим устройством.

1.1.4 Устройство и работа

 

1.1.4.1 Принцип действия газоанализатора основан на измерении величины поглощения инфракрасного излучения источника молекулами углеводородов, диоксида углерода и оксида углерода в областях 3,4; 4,25 и 4,7 мкм соответственно.

Концентрация кислорода (для модификации «АВТОТЕСТ-01.03М») определяется  электрохимическим  методом. В датчике кислорода содержатся  измерительный и сравнительный  электроды, находящиеся в электролите и отделенные от анализируемого газа полимерной мембраной. На измерительном  электроде кислород, продиффундировавший  через мембрану, электрохимически  восстанавливается, и во внешней цепи возникает электрический ток, сила которого пропорциональна парциальному давлению кислорода в газе над мембраной. 

1.1.4.2 Проба анализируемого газа  поступает в электромагнитный клапан, а за тем в проточную зеркальную кювету, где определяемые компоненты, взаимодействуя с  излучением, вызывают его поглощение в соответствующих спектральных диапазонах.

Электромагнитный клапан предназначен для отключения пробы и продувки кюветы чистым воздухом в режиме принудительной коррекции. Поток излучения характерных областей спектра поочередно выделяется вращающимися интерференционными фильтрами (3,4; 3,9; 4,25 (для модификации «АВТОТЕСТ-01.03М») и 4,7 мкм) и  преобразуется в электрические сигналы, пропорциональные концентрации углеводородов, диоксида углерода, оксида углерода. Спектрометрический канал    измерения в области 3,9 мкм является опорным каналом и служит для автоматической стабилизации чувствительности прибора.

Функциональные схемы приборов приведены на рисунках:

 1а-для «АВТОТЕСТ-01.02М»;

1б – для «АВТОТЕСТ-01.03М»;

 

 

Подпись:   Рис.1а -Функциональная схема газоанализатора  «АВТОТЕСТ-01.02М.»Подпись: Рис  1а

 

1.1.4.3 Проба анализируемого газа отбирается  из выхлопной трубы автомобиля пробозаборным зондом (рис 2). В рукоятке  зонда размещается фильтр грубой очистки, где происходит  предварительная очистка газа от частиц сажи и аэрозолей.  Далее проба газа  направляется к прибору по трубке доставки.

Примечание - При использовании прибора в условиях отрицательных температур  (до минус 20°С) рекомендуется  использовать обогреваемую трубку доставки, исключающую перемерзание конденсата. В обогреваемой трубке проба газа термостатируется при температуре  (35 ± 5) °С.

1.1.4.4 Дальнейшая обработка пробы газа  происходит в каплеуловителе, совмещенном с фильтром тонкой очистки пробы. В каплеуловителе (рис.3а для модификации «АВТОТЕСТ-01.02М»; 3б для модификации «АВТОТЕСТ-01.03М».) из пробы отделяется конденсат, который собирается в нижней части  фильтра и эвакуируется  компрессором конденсата  через штуцер  Сброс конденсата.  В фильтре сверхтонкой очистки  типа GB 702 производится окончательная очистка  пробы газа от мешающих компонентов, которая затем поступает  в оптическую кювету узлов. Одновременная работа двух компрессоров  обеспечивает скоростную доставку пробы газа от источника до оптической кюветы, а также непрерывную эвакуацию  конденсата из пробы.

Конструкция  узлов системы  пробоподготовки прибора и схема их соединения  приведена на рис  2, 3а и 3б, 4а и 4б (рис.4а для модификации «АВТОТЕСТ-01.01»; рис.4б для модификации «АВТОТЕСТ-01.03М».). Устройство пробоподготовки обеспечивает трехступенчатую очистку пробы газа от механических мешающих компонентов и влагоотделение:

-объемный термостойкий волоконный фильтр грубой очистки;

-каплеуловитель совмещенный с объемным влагоотталкивающим фильтром тонкой очистки и отделением конденсата;

-целлюлозный фильтр сверхтонкой очистки.

Рисунок 2 – Пробозаборник

1-Рукоятка; 2-Штуцер; 3-Патрон; 4-Крышка патрона;

5-Фильтрующий агент (стекловолокно); 6,7-Прокладка

 

 

                       

Рисунок 3а. -  Каплеуловитель для модификаций «АВТОТЕСТ-01.02М»

1-Колпачок;  2-Прокладка;  3-Прокладка;  4-Верхняя крышка;  5- Фиксатор;6-Штуцер подачи газа; 7- Корпус; 8-Гайка; 9-Диск бумажного фильтра; 10-Оправа; 11-Фиксатор; 12-Фильтр 5 мкм; 13 Объемный фильтр; 14- Отсек для сбора конденсата

 

 

Рисунок 3б - Каплеуловитель для модификации «АВТОТЕСТ-01.03М»

1-Колпачок; 2-Прокладка; 3-Прокладка; 4-Верхняя крышка; 5-Фиксатор;     6-Штуцер подачи газа; 7- Корпус; 8-Гайка; 9-Диск бумажного фильтра;     10-Оправа;11-Фиксатор; 12-Фильтр 5 мкм;13 Объемный фильтр

            

 

 

Рисунок 4а– Схема отбора и подготовки пробы прибора для модификации «АВТОТЕСТ-01.02М»

1-Пробозаборник;  2-Каплеуловитель; 3- Фильтр тонкой очистки пробы (GB-702); 4- Фильтр грубой очистки;  5-Пробозаборная трубка; 6-Трубка Т1 (~30 мм);  7-Трубка Т2 (~65 мм)

 

Рисунок 4б – Схема отбора и подготовки пробы прибора для модификации «АВТОТЕСТ-01.03М»

 

 

1.1.4.5 Инфракрасное излучение аналитических областей спектра определения оксида углерода (4,7 мкм), диоксида углерода (4,25 мкм) и углеводородов (3,4 мкм), а также опорного канала (3,9 мкм), поочередно выделяется соответствующими интерференционными фильтрами, установленными на вращающемся диске  модулятора, и формирует на выходе пироэлектрического фотоприемника последовательности электрических импульсов. Амплитуда сигналов несет информацию о концентрации определяемых компонентов газа. По амплитуде сигнала опорного канала автоматически корректируется чувствительность спектрометрического тракта прибора и поддерживается постоянный коэффициент преобразования  аналитических сигналов в течение всего срока эксплуатации прибора. Аналитические сигналы каналов измерения концентрации оксида углерода, диоксида углерода и углеводородов преобразуются, линеаризуются, нормируются и проходят статистическую обработку в  микропроцессоре   PIC 16F877.

1.1.4.6 Результаты  измерения и служебная  информация  для пользователя отображается  на буквенно-цифровом  жидкокристаллическом  индикаторе. Для  удобства работы с прибором в ночное время предусмотрена подсветка индикатора.

Для исключения дополнительной  погрешности от изменения температуры окружающего воздуха и анализируемого газа  фотоприемник  и оптическая кювета защищены теплоизоляционными оболочками и термостатируются  системами стабилизации.

1.1.4.7 Источником  сигнала  частоты вращения  коленчатого вала двигателя автомобиля  служит высоковольтный датчик  индуктивного типа, устанавливаемый на один из высоковольтных проводов системы зажигания. Частота следования импульсов  искрообразователя свечи одного из цилиндров двигателя  измеряется и преобразуется микропроцессором в частоту  вращения коленчатого вала независимо от числа цилиндров.

Рабочая температура моторного масла двигателя измеряется датчиком на основе преобразователя температуры  (опция).

Прибор поставляется с датчиком тахометра (RPM), который обеспечивает гарантированную помехоустойчивость прибора от всех видов системы электрозажигания автомобиля.

 

 

1.1.4.8 Конструктивно прибор состоит из системы пробоотбора и пробоподготовки,    блока преобразования и индикации.

1.1.4.8.1 Система пробозабора и пробоподготовки (рис.4а –для модификации «АВТОТЕСТ-01.02М»; рис.4б –для модификации «АВТОТЕСТ-01.03М»;) включает пробозаборник 1, каплеуловитель 2,  фильтры тонкой очистки 3, 4 конденсата и пробы газа соответственно, трубку доставки пробы 5, трубку сброса конденсата 6. Фильтр  грубой  очистки 7 располагается в рукоятке пробозаборника. Схема соединений элементов системы и подключение их к штуцерам прибора приведена на рис.4а и рис.4б.

1.1.4.8.2  В блоке преобразования размещается: компрессор пробы газа, компрессор эвакуации конденсата (для модификации «АВТОТЕСТ-01.03М»), оптический блок, включающий термостатированную кювету, излучатель, модулятор, и термостатированный  фотоприемный узел.

1.1.4.8.3 На лицевой панели прибора (рис.5а) размещены:  жидкокристаллический буквенно-цифровой индикатор с подсветкой 1, отображающий величину концентрации углеводородов, оксида  углерода, в отработавших газах автомобиля и число оборотов вала двигателя; кнопка включения питания ВКЛ 2; кнопка РАБОТА/Пауза 3; кнопка коррекции  нуля Кор.0 4; кнопка  ПЕЧАТЬ 5.

1.1.4.8.4 На задней панели прибора (рис.5б – для модификации «АВТОТЕСТ-01.02М») размещены: штуцер для подачи пробы  газа в прибор ВХОД (1), штуцер для сброса  пробы газа из прибора ВЫХОД 2,  направляющие планки для крепления каплеуловителя  5, держатель предохранителя 3, гнездо  для  подключения  кабеля  питания 4, гнездо  для подключения кабеля тахометра  6, разъем для подключения кабеля связи с персональным ЭВМ по RS232  7.

На задней панели прибора (рис.5в – для модификации «АВТОТЕСТ-01.03М») размещены: штуцер для подачи пробы  газа в прибор ВХОД 1, штуцер для сброса  пробы газа из прибора ВЫХОД 2,  штуцер отбора конденсата ВХОД 8, штуцер вывода конденсата  ВЫХОД 9, направляющие планки для крепления каплеуловителя 5, держатель предохранителя 3, гнездо  для  подключения  кабеля  питания 4, гнездо  для подключения кабеля тахометра  6, разъем для подключения кабеля связи с персональным ЭВМ по RS232  7.

.

 

 

Рисунок 5а-Внешний вид прибора (передняя панель)

для модификаций «АВТОТЕСТ-01.02М»;

«АВТОТЕСТ-01.03М»

1 – Жидкокристаллический алфавитно-цифровой индикатор;

2 – Кнопка ВКЛ; 3 – Кнопка РАБОТА/ПАУЗА; 4 – Кнопка КОР.0;

5 - Кнопка  РЕЖИМ; 6 –  Кнопка ПЕЧАТЬ.

 

Рисунок 5б.- Внешний вид прибора (задняя панель) для модификации «АВТОТЕСТ-01.02М»

1 – Штуцер подачи газа  ВХОД; 2 - Штуцер вывода газа  ВЫХОД;

3 – Держатель предохранителя; 4 – Разъем питания; 5 – Крепление фильтра тонкой очистки; 6 – Разъем тахометра; 7 – Разъем для   подключения ПЭВМ

Рисунок 5в– Внешний вид прибора (задняя панель) для модификации «АВТОТЕСТ-01.03М»

1 – Штуцер подачи газа  ВХОД; 2 - Штуцер вывода газа  ВЫХОД; 3 – Держатель предохранителя; 4 – Разъем питания; 5 – Крепление фильтра тонкой очистки; 6 – Разъем тахометра; 7 – Разъем для   подключения ПЭВМ; 8 – Штуцер подачи конденсата ВХОД; 9 – Штуцер вывода конденсата ВЫХОД.

 

1.1.4.8.5 Устройство пробоподготовки обеспечивает трехступенчатую очистку пробы газа от механических мешающих компонентов и влагоотделение:

- объемный термостойкий волоконный фильтр грубой очистки;

- каплеуловитель совмещенный с объемным влагоотталкивающим фильтром тонкой очистки и отделением конденсата;

- целлюлозный фильтр сверхтонкой очистки G 702.

Для работы с прибором зимой в условиях отрицательных  температур заводом поставляется обогреваемая пробозаборная система с термостатированием пробы до температуры (35± 5) °С при температуре окружающего воздуха до  минус 20 °С и питанием от бортовой сети автомобиля или адаптера сети 220 В, 50 Гц.

 

1.1.4.9 Назначение и функции кнопок прибора

• Кнопка РАБОТА/ПАУЗА – переводит прибор из режима непрерывного измерения в режим "Пауза", отключает компрессоры, прибор находится в "горячем" резерве.

При нажатии кнопки на индикаторе прибора появится сообщение:

ПАУЗА

>

 

ПАУЗА

    >

 
 

 

 

 


Через 4 секунды происходит отключение компрессоров прибора.

Для продолжения работы повторно нажать кнопку  РАБОТА/ПАУЗА . После этого  прибор автоматически производит коррекцию нуля и переходит в режим измерения.

Примечание - Если прибор находился в режиме "Пауза" менее 10 минут, то коррекция нуля не производится.

• Кнопка  Кор 0  -  переводит  прибор в режим коррекции нулевых  показаний.  Коррекция выполняется автоматически по чистому воздуху.

• Кнопка Печать предназначена для распечатки протокола  текущего измерения на встроенном принтере прибора.

Кнопка Режимпереключение режимов индикации измерений

 

Примечание -  При нажатии кнопки или комбинации кнопок необходимо удерживать их до погашения индикатора.

 

Комбинация кнопок 1

 

Кор 0 + Печать – переключает отображения результатов измерения по каналу СН в единицах пропана С3Н8 или гексана С6Н14 .

По умолчанию показания канала СН отображаются в единицах гексана. При отображении показаний в единицах пропана после значения СН  отображается буква "р". 

 

Комбинация кнопок 2

 

Работа/Пауза + Кор 0 – переключение режимов индикации измерений.

             Комбинация кнопок 3

Нажать кнопки Печать + Режим и не отпуская их включить питание прибора. При этом автоматически производится продувка кюветы и коррекция нулевых показаний.

Отключение компрессоров используется  только при поверке и калибровке прибора.

Комбинация кнопок 4

 

Работа/Пауза + Печать – включает компрессоры прибора для принудительной продувки кюветы в необходимых случаях.

1.1.5 Маркировка и пломбирование

 

 1.1.5.1 Маркировка прибора соответствует требованиям конструкторской документации для модификаций

«АВТОТЕСТ-01.02М» - М 008.00.000.00-06;

 «АВТОТЕСТ-01.03М» - М 008.00.000.00-07.

1.1.5.2 На фирменной планке индикатора должны быть указаны:

- товарный знак предприятия изготовителя;

- знак утверждения типа;

- наименование прибора;

- класс;

- обозначение технических условий;

- номер прибора по системе предприятия-изготовителя;

- год изготовления прибора.

 

1.1.6 Упаковка

 

1.1.6.1 Упаковка прибора соответствует требованиям   конструкторской   документации.

1.1.6.2 Упаковка прибора и технической документации обеспечивает сохранность   их товарного вида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ

2.1 Эксплуатационные ограничения

 

2.1.1 В процессе эксплуатации прибора необходимо соблюдать порядок включения и выключения прибора, своевременно производить замену фильтрующих элементов системы пробоподготовки.

2.1.2 После длительного хранения в условиях повышенной влажности прибор перед включением следует выдержать при нормальных условиях в течении 12 ч.

2.1.3 При большой разности температур в складских и рабочих помещениях,  полученный со склада прибор выдержать  не менее  2 ч  в нормальных условиях  в упаковке.

 

 

2.2 Подготовка прибора к использованию

 

2.2.1 Меры безопасности

 

2.2.1.1 К работе с прибором  допускаются лица, ознакомленные с настоящим паспортом и инструкцией по эксплуатации.

2.2.1.2 Запрещается сброс анализируемой пробы или поверочных газовых смесей в помещении. Перед проведением измерений на штуцер ВЫХОД  надеть   резиновую или  полиэтиленовую  трубку  с внутренним  диаметром  не  менее  5  мм, а второй конец  трубки выведите  за пределы помещения. Длина отводящей трубки  не должна превышать 5 м.

2.2.1.3 При анализе отработавших  газов автомобиля  соблюдать меры безопасности, исключающие его самопроизвольное движение.

 

2.2.2 Указания по включению и опробованию работы

 

 

2.2.2.1 Установить прибор на горизонтальной поверхности.

2.2.2.2 Собрать систему пробоподготовки согласно схеме на рис.4а и 4б (в зависимости от модификации).

2.2.2.3 Установить каплеуловитель 2 в гнездо 5 на задней панели прибора (рис.5б - для модификации «АВТОТЕСТ-01.02М»;рис.5в – для модификации «АВТОТЕСТ-01.03М»).

2.2.2.4 Для модификации «АВТОТЕСТ-01.03М» :подключить короткими трубками  фильтры тонкой очистки 3 GB202 и 4 GB702 к штуцерам каплеуловителя Выход пробы и Выход конденсата (нижний штуцер), а также к штуцерам Вход пробы 1 и Вход конденсата 8 соответственно. При этом соблюдать направление подключения фильтров тонкой очистки  в соответствии с указанными на корпусе фильтра стрелками.

Для модификации «АВТОТЕСТ-01.02М»: подключить короткими трубками фильтр тонкой очистки 3 к штуцерам каплеуловителя "Выход" пробы и к штуцерам "Вход" пробы. При этом соблюдать направление подключения фильтра тонкой очистки в соответствии с указанными на корпусе фильтра стрелками.

2.2.2.5 Для модификации «АВТОТЕСТ-01.03М»:подключить короткую трубку из состава ЗИП к штуцеру Выход конденсата 9 и отвести свободный конец трубки в направлении отвода конденсата.

2.2.2.6 Подключить кабель питания К1 из комплекта принадлежностей к гнезду питание 4. Ответные провода электрического кабеля питания К1 подключаются  к автомобилю следующим образом:

 - красный зажим - к клемме аккумулятора +12 В;

 - черный зажим - к клемме  аккумулятора  -12  В;

Допускается в  качестве источника питания использовать другие источники постоянного тока (сетевые или аккумуляторные), обеспечивающие на выходе постоянное напряжение 12±2В при токе не менее 3А при размахе пульсаций не более 0,1 В. В этом случае красный и черный зажимы кабеля питания К1 подключаются к альтернативному источнику  питания.

2.2.2.7 К гнезду "Тахометр" подключить кабель датчика тахометра К2, зажим которого закрепить на  высоковольтном проводе одного из цилиндров. При этом следует, чтобы зажим не касался корпусных деталей двигателя.

ВНИМАНИЕ! Датчик тахометра снабжен гибким кабелем , не допускающим:

- касания к перегретым (более 100°С) частям автомобиля;

- нагрузок на излом и разрыв оболочки более 10 кг.;

- резких изломов кабеля и скручивания в петли радиусом менее 10 см.

ВНИМАНИЕ! Конструкция датчика тахометра выполнена монолитной, не предусматривающей разборки. Разрушенный датчик восстановлению не подлежит.

 

2.2.2.8 К штуцеру ВХОД каплеуловителя подключить  пробоотборный шланг с пробозаборником.

ВНИМАНИЕ! НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ПОДКЛЮЧЕНИЕ ПРОБОЗАБОРНОГО ШЛАНГА К ПРИБОРУ, МИНУЯ КАПЛЕУЛОВИТЕЛЬ.

ВНИМАНИЕ! ЗАПРЕЩАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ФТО ДРУГИХ СИСТЕМ И КОНСТРУКЦИЙ. ПРИМЕНЯТЬ ТОЛЬКО ПРИЛАГАЕМЫЕ ФИЛЬТРЫ G702 БИГУР М 008.60.000.00. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФТО ДРУГИХ КОНСТРУКЦИЙ ИЗГОТОВИТЕЛЬ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛОМКУ ПРИБОРА.

2.2.2.9 Установить рычаг переключения передач (переключатель скорости для автомобилей с автоматической  коробкой  передач)  в нейтральное положение.

2.2.2.10 Затормозить автомобиль стояночным тормозом.

2.2.2.11 Заглушить двигатель (при его работе).

2.2.2.12 Выпускная система автомобиля должна быть исправна (определяется внешним осмотром).

Перед измерением двигатель должен быть прогрет не ниже рабочей температуры охлаждающей жидкости (или моторного масла для двигателей с воздушным охлаждением), указанной в  руководстве по эксплуатации автомобиля.

Для модификации «АВТОТЕСТ-01.02М.» :

 

1) Включить кнопку  ВКЛ  на  передней  панели прибора. На индикаторе появится  сообщение:

ПРОГРЕВ

   **

 
 

 

 

 


 

2) Прогрев прибора продолжается не более 30 минут.

ПРЕРВИТЕ ПРОБУ

   

 
3) Затем в течение 1 мин производится коррекция нуля. На индикаторе прибора появляется сообщение:

  ПРЕРВИТЕ ПРОБУ 

 
 

 

 

 


При этом необходимо отключить пробозаборную систему от прибора, отсоединив пробозаборную трубку от каплеуловителя и  нажать на любую кнопку прибора. 

 

Затем на индикаторе прибора появится сообщение:

   КОРРЕКЦИЯ НУЛЯ

**

 
 

 

 

 


В нижней  строке  отображается индикатор процесса коррекции нуля. 

После появления сообщения:

  ПОДАЙТЕ ПРОБУ 

 

ПОДАЙТЕ ПРОБУ

   

 
 

 

 

 

 


Восстановите рабочее состояние пробозаборной системы, подсоединив пробозаборную трубку к каплеуловителю и нажмите  на любую кнопку прибора.

 

 

Для модификации «АВТОТЕСТ-01.03М» :

 

1) Включить кнопку Вкл на передней панели прибора. На индикаторе появится  сообщение:

ПРОГРЕВ

   >

 
 

 

 

 


2) Прогрев прибора продолжается не более 30 минут.

 

3) Затем в течение 1 мин производится коррекция нуля:

   КОРРЕКЦИЯ НУЛЯ

>

 
 

 

 

 

 


В нижней  строке  отображается индикатор процесса коррекции нуля. 

 

 4)  Выбрать режим индикации измерений одновременным нажатием кнопок Работа/Пауза и Кор 0 или кнопки Режим:

- режим "1" – измерение оксида углерода, кислорода, углеводородов и частоты вращения двигателя:

СО Х.ХХ%     ТАХ ХХХХ

СН    ХХ         02 20,8

 
 


    

 

 

 - режим "2" – измерение диоксида углерода, кислорода, частоты вращения двигателя и вычисление l параметра:

 СО2 Х.ХХ %   ТАХ ХХХХ  

  l -.---             02 20,8

 

 
 

 

 

 

 


Примечание - Если значение l - параметра не входит в диапазон от 0,5 до 2 то на индикаторе отображается символ   "–.– – –".

 

Режим  "1" устанавливается по умолчанию.

 

 

 

2.3 Использование прибора

 

2.3.1 Прибор обслуживается одним оператором.

2.3.2 Установить пробозаборник прибора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от среза (до упора) и зафиксировать его зажимом.

2.3.3 Полностью открыть воздушную заслонку карбюратора.

2.3.4 Запустить двигатель. Увеличить частоту вращения вала двигателя до максимальной и проработать в этом режиме не менее 15с.

2.3.5 Установить минимальную частоту вращения  вала двигателя и проработать в этом режиме не менее 20 с.

При подключении датчика тахометра играет роль его положение относительно высоковольтного провода зажигания автомобиля. При нестабильных показаниях следует перевернуть датчик тахометра на 180°.

Внимание:  Особенности конструкции системы зажигания отечественных автомобилей с электронным впрыском (ВАЗ 2108, 2109, 2110) предусматривают формирование 2х импульсов тока (искры) за один такт работы двигателя, поэтому возможны показания удвоенных значений канала тахометра относительно реальных.

2.3.6 Считать показания на индикаторе передней панели прибора измеренных концентраций измеряемых компонентов и при необходимости распечатать их.

2.3.7 Установить повышенную частоту вращения вала в пределах (П пов=Пномх0,8) или 3000 об/мин, если Пном. не указано в паспорте автомобиля. Произвести повторное измерение концентраций анализируемых газов согласно пп. 2.3.2-2.3.5 на повышенных  оборотах двигателя.

2.3.8 Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобиля должно быть в пределах значений, установленных предприятием-изготовителем автомобиля, но не  выше, приведенных в таблице  4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Частота вращения

(устанавливается в технической документации на автомобиль)

Предельно-допустимое содержание оксида углерода,

 % об.

Предельно-допустимое содержание углеводородов, объемная доля, млн -1

(ррm)

Для двигателей с числом цилиндров

 

 

до 4-х

Более 4-х

Автомобили, не оснащенные каталитическими  нейтрализаторами

n (min)

3,5

1200

3000

n (пов)

2,0

600

1000

Автомобили,  оснащенные каталитическими  нейтрализаторами

n (min)

1,0

400

600

n (пов)

0,7

200

300

 

 

2.4 Поверка прибора

 

2.4.1 Поверка прибора выполняется согласно документу "Газоанализаторы многокомпонентные "АВТОТЕСТ". Методика поверки»    М 047.000.00 МП.

2.4.2  При  поверке  применяются газовые смеси (ПГС) по     ГОСТ Р 52033-2003  и   ТУ 6-16-2956-87.

2.4.3 Периодичность поверки 1 раз в 12 месяцев.

 

3 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

 

3.1 Техническое обслуживание прибора

3.1.1 Меры безопасности

 

3.1.1.1 К работе с прибором допускаются лица, ознакомленные с настоящим руководством  по эксплуатации.

 

3.1.2 Порядок технического обслуживания

 

3.1.2.1  В процессе использования прибора необходимо производить замену фильтрующего агента каплеуловителя (рис.4а и 4б в зависимости от модификации) и фильтров тонкой очистки, фильтрующего агента фильтра грубой очистки (рис.3).

3.1.2.2 Замену фильтрующего агента каплеуловителя (рис.4а и 4б) (бумажного диска) производить не реже одного раза в месяц, а при интенсивной эксплуатации по мере заметного затемнения фильтра от сажи, содержащейся в отработавших газах. Для замены фильтрующего агента демонтировать каплеуловитель, отвернуть верхнюю крышку 4, отвернуть крепежную гайку 8, извлечь использованный  фильтрующий агент 9 и установить на его место новый из комплекта ЗИП. Сборка каплеуловителя производится в обратном порядке, при этом следует следить за плотностью соединений зажимной гайки 8 и крышки фильтра 4.

Примечание – Для замены объемного фильтра каплеуловителя (рис.4а и 4б) необходимо:

-демонтировать каплеуловитель;

-отвернуть колпачок 1 и фиксатор 11;

- снять металлический фильтр 13  вместе с фильтром 5 мкм 12;

- извлечь фильтр 12 из объемного фильтра 13;

- механическим способом очистить металлический фильтр от сажи. Продуть фильтр сжатым воздухом, используя насос автомобиля;

-заменить фильтр 12.

Сборка каплеуловителя производится в обратном порядке.  

3.1.2.3 Замену фильтрующего агента фильтра грубой очистки газа рис.3, расположенного в рукоятке 1 пробозаборного зонда, проводить не реже одного раза в месяц или по мере затемнения фильтрующего агента частицами сажи. Для этого отвернуть штуцер 2 пробозаборного зонда, вывернуть патрон 3 фильтра грубой очистки и заменить его на новый патрон из комплекта ЗИП. Для замены фильтрующего агента (стекловолоконной нити) патрона отвернуть крышку фильтра 4 и извлечь использованное стекловолокно, заменив на новую порцию из комплекта ЗИП.

Сборку пробозаборного зонда произвести в обратном порядке, при этом следить за герметичностью соединений патрона фильтра со штуцером и штуцера с корпусом рукоятки зонда, а также за наличием уплотнительных прокладок 6, 7.

Для замены фильтрующего агента (стекловолоконной нити) отвернуть крышку фильтра  и извлечь использованное стекловолокно, заменив на новую порцию из состава ЗИП. При сборке следить за герметичностью соединений элементов конструкции.

Фильтрующий агент может быть восстановлен путем промывки в теплом растворе СМС и последующим многократным полосканием в проточной чистой воде.

 

 

3.2 Текущий ремонт

 

3.2.1 Характерные неисправности и методы их устранения  приведены в таблице 5.

Таблица 5

Наименование

неисправности

Вероятная причина

Методы

устранения

1

2

3

Отсутствует

индикация прибора

Отсутствие контакта в разъеме питания

Проверить качество разъемных

соединений, при необходимости

протереть контакты спиртом.

Неисправность индикатора

Направить в ремонт

Погрешность измерения не соответствует паспортным данным

Засорение кюветы

Прочистить кювету

Неисправность компрессора

Направить прибор в ремонт

На индикаторе

сообщение            "Неиспр.1"

Неисправность двигателя обтюратора

 

Направить прибор в ремонт

 

 

На индикаторе

 сообщение            "Неиспр.6 "

1 Выход из строя компрессора доставки пробы  или датчика давления

Направить прибор в ремонт

 

 

 

 2 Загрязнение фильтров очистки газа

Заменить фильтры

 

На индикаторе

сообщение            "Неиспр.10"

Неисправность канала синхронизации

Неисправность

двигателя обтюратора

 

 

Направить прибор в ремонт

 

 

 

Показания

 тахометра

завышены

Сильное загрязнение высоковольтных проводов

Устранить загрязнение

Не сомкнулся магнитопровод сердечника датчика тахометра или его поверхность загрязнена

Устранить причину несмыкания, протереть закрывающую пластину и сердечники датчика    безворсовой тканью, смоченной бензином

 

Показания

 тахометра

 занижены

Перебои искрообразования

Установить датчик на другой провод свечи

Загрязнен магнитопровод сердечника

Протереть закрывающую пластину и сердечники датчика    безворсовой тканью, смоченной бензином

 

 

Показания

тахометра

отсутствуют

Неправильное подключение датчика тахометра

Проверить подключение разъема.

Загрязнен магнитопровод сердечника

Протереть закрывающую пластину и сердечники датчика    безворсовой тканью, смоченной бензином

 

4 ХРАНЕНИЕ

 

4.1 Приборы в упаковке предприятия-изготовителя должны храниться на складах поставщика и потребителя в условиях хранения 2 ГОСТ 15150-69.

4.2 Срок хранения прибора без переконсервации 6 месяцев. По истечении срока хранения прибор подлежит переконсервации.

4.3 Консервация прибора производится по ГОСТ 9.014-78 для изделий группы III-1, вариант В3-10.

 

5 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

 

5.1 Приборы допускают транспортирование в транспортной таре всеми видами крытых наземных и водных транспортных средств (в железнодорожных вагонах, контейнерах, закрытых автомашинах, трюмах и т.д.) в соответствии с правилами перевозки грузов, действующих на каждом виде транспорта.

5.2 Условия транспортирования прибора в части воздействия климатических факторов должны соответствовать группы 2 по ГОСТ 15150-69.

                                     

  

                                            


ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

1 ПОДГОТОВКА ПРИНТЕРА К РАБОТЕ

 

1.1 В принтере используется   термохимическая бумага   (аналогично той, что используется для факса) шириной не более 58 мм.

Для заправки бумаги в головку принтера, необходимо  нажать на скобу-рычаг (1) по стрелке, как указано на рисунке 3, и извлечь валик (2).

После этого уложить свободный конец бумаги на головку принтера. Вставить валик (2) на место, для чего необходимо лёгким нажатием установить его в пазы до   щелчка.

Бумага должна заправляться чувствительной стороной к  термоэлементам.

Затем пропустить бумагу через прорезь в окне принтера. Во избежание "зажёвывания" и измятия бумаги следите, чтобы бумага поступала на головку принтера равномерно по всей ширине. Для прогона бумаги кратковременно нажимайте кнопку протяжки на корпусе принтера.

Рис.1. Внешний вид головки принтера

1 –

 

 

 
Скоба-рычаг; 2 – Валик; 3 – Втулка; 4-Термоэлемент

 

          

 

           

 


2 ОБСЛУЖИВАНИЕ ТЕРМОГОЛОВКИ ПРИНТЕРА

 

2.1 При снижении качества печати необходимо протереть термоэлементы головки принтера ватным тампоном, смоченном в эфире или в изопропиловом спирте. Для чего выключите питание, подождите некоторое время до полного остывания термоэлементов, извлеките валик и протрите термоэлементы. Дайте эфиру (спирту) высохнуть. Заправьте бумагу, включите питание - принтер готов к работе.

Внимание! Категорически запрещается обслуживание принтера до полного остывания термоэлементов, иначе это может привести к порче термоэлементов и травмированию персонала.

Оберегайте принтер и термобумагу от попадания на них влаги и пыли!