В начало

 

 

 

 

 

 

Тахометры

магнитоиндукционные

типа ТМ

 

Техническое описание и

инструкция по эксплуатации

МП2.781.014 ТО

 


В связи с постоянным совершенствованием тахометров в их конструкции могут быть некоторые непринципиальные отличия от приведенных в настоящем описании.

 

1 назначение

Тахометры магнитоиндукционные типа ТМ предназначены для непрерывного измерения частоты вращения частей машин и механизмов.

 

2 технические данные

Допускаемая основная погрешность в пределах рабочего диапазона измерения не более 61 %, а в остальной части шкалы – не более 61,5 % от верхнего предела измерения для тахометров с односторонней шкалой и от суммы верхних пределов измерения для тахометров с двухсторонней шкалой.

Отклонение стрелки от нулевой отметки шкалы не превышает абсолютного значения допускаемой основной погрешности в нерабочем диапазоне измерения.

Двойная амплитуда колебаний стрелки тахометра при установившейся частоте вращения не превышает значения, соответствующего допускаемой основной погрешности.

Тахометры климатического исполнения У3 работают при температуре окружающего воздуха от минус 60 до плюс 60 8С и относительной влажности до 80 %.

Тахометры климатического исполнения Т3 работают при температуре окружающего воздуха от минус 10 до плюс 55 8С и относительной влажности до 80 %.

Изменение показаний тахометров, вызванное изменением температуры окружающего воздуха от (2065) 8С на каждые 10 8С не должно превышать половины абсолютного предела допускаемой основной погрешности.

Тахометры устойчивы к воздействию вибрации с частотой от 5 до 80 Hz и ускорением до 20 m/s2.

Тахометры пылезащищенные и брызгозащищенные.

Полный средний срок службы тахометров 10 лет.

Масса тахометра не превышает 1,4 kg (без учета массы гибкого вала).

Исполнения тахометров приведены в таблице.

 

 

 

 

 

 


Исполнение тахометра

Пределы измерения,

r/min

Рабочий диапазон измерения, r/min

Коэффициент тахометра

Максимальная частота вращения приводного вала тахометра,

r/min.

Тип шкалы

Цене

деления,

r/min

Посадочный диаметр

хвостовика,

mm

Способ подсоединения тахометра к объекту измерения

Направление приводного вала тахометра

ТМ 0,5

25-500

150-500

2:1, 4:1

1000, 2000

односторонняя

односторонняя двухсторонняя

двухсторонняя

5

5

10

10

25, 40

М 22

25, 40

М 22

пружинной муфтой

гибким валом

пружинной муфтой

гибким валом

левое, правое

левое, правое

двухстороннее

двухстороннее

ТМ 0,75

40-750

250-750

2:1, 4:1

1500, 3000

односторонняя

односторонняя

10

10

25, 40

М 22

пружинной муфтой

гибким валом

левое, правое

левое, правое

ТМ 1

50-1000

300-1000

1:1, 2:1

1000, 2000

односторонняя

односторонняя

двухсторонняя

двухсторонняя

10

10

20

20

25, 40

М 22

25, 40

М 22

пружинной муфтой

гибким валом

пружинной муфтой

гибким валом

левое, правое

левое, правое

двухстороннее двухстороннее

ТМ 1,5

75-1500

450-1500

1:1, 2:1

1500, 3000

односторонняя

односторонняя

20

20

25, 40

М 22

пружинной муфтой

гибким валом

левое, правое

левое, правое

ТМ 2

100-2000

600-2000

1:1, 1:2

2000, 1000

односторонняя

односторонняя

двухсторонняя двухсторонняя

20

20

50

50

25, 40

М 22

25, 40

М 22

пружинной муфтой

гибким валом

пружинной муфтой

гибким валом

левое, правое

левое, правое

двухстороннее двухстороннее

ТМ 2,5

125-2500

750-2500

1:1

2500

односторонняя

односторонняя

25

25

25, 40

М 22

пружинной муфтой

гибким валом

левое, правое

левое, правое

ТМ 3

150-3000

900-3000

1:1

3000

односторонняя

односторонняя

50

50

25, 40

М 22

пружинной муфтой

гибким валом

левое, правое

левое, правое

ТМ 4

200-4000

1200-4000

1:1, 1:2,

1:4

4000, 2000  1000

односторонняя

односторонняя

двухсторонняя двухсторонняя

50

50

100

100

25, 40

М 22

25, 40

М 22

пружинной муфтой

гибким валом

пружинной муфтой

гибким валом

левое, правое

левое, правое двухстороннее

двухстороннее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение

Исполнение тахометра

Пределы измерения,

r/min

Рабочий диапазон измерения, r/min

Коэффициент тахометра

Максимальная частота вращения приводного вала тахометра,

r/min.

Тип шкалы

Цене

деления,

r/min

Посадочный диаметр

хвостовика,

mm

Способ подсоединения тахометра к объекту измерения

Направление приводного вала тахометра

ТМ 6

300-6000

1800-6000

1:3

2000

односторонняя

односторонняя

двухсторонняя двухсторонняя

50

50

200

200

25, 40

М 22

25, 40

М 22

пружинной муфтой

гибким валом

пружинной муфтой

гибким валом

левое, правое

левое, правое двухстороннее

двухстороннее

ТМ 8

400-8000

2400-8000

1:4

2000

односторонняя

односторонняя

двухсторонняя двухсторонняя

100

100

200

200

25, 40

М 22

25, 40

М 22

пружинной муфтой

гибким валом

пружинной муфтой

гибким валом

левое, правое

левое, правое двухстороннее

двухстороннее

ТМ 12

600-12000

3600-12000

1:6

2000

односторонняя

односторонняя

двухсторонняя двухсторонняя

100

100

400

400

25, 40

М 22

25, 40

М 22

пружинной муфтой

гибким валом

пружинной муфтой

гибким валом

левое, правое

левое, правое двухстороннее

двухстороннее

ТМ 16

800-16000

4800-16000

1:8

2000

односторонняя

односторонняя

двухсторонняя двухсторонняя

200

200

400

400

25, 40

М 22

25, 40

М 22

пружинной муфтой

гибким валом

пружинной муфтой

гибким валом

левое, правое

левое, правое двухстороннее

двухстороннее

 

Примечания: 1 Шкала тахометра ТМ 2,5 отградуирована в процентах.

                        2 Под коэффициентом тахометра понимается отношение значения входной частоты вращения к значению частоты вращения, показываемой тахометром.

3 За левое вращение приводного вала тахометра принимается вращение его против часовой стрелки, а за правое – по часовой стрелке, если смотреть на тахометр со стороны приводного вала.

 

 

 



3 устройство  и  работа тахометра

Преобразование вращения вала в угловое перемещение стрелки магнитоиндукционным измерительным узлом основано на взаимодействии магнитного поля вращающихся магнитов с индукционными токами, наведенными этим полем в чувствительном элементе.

Тахометр состоит из измерительного механизма и привода, смонтированных в корпусе (рис.1). Корпус состоит из кольца 1, колена 6 и хвостовика 15.

 

 

Рис.1.  Конструкция тахометра

Опорой для вала 13 служат шарикоподшипники 12 и 14, вмонтированные в колено 6 тахометра. На одном конце вала насажена коническая шестерня 11, входящая в зацепление с конической шестерней 9 вала 10. Вал 10 установлен в подшипниках 7 и 8 платы 16. На втором конце вала крепится магнитный узел 3, состоящий из двух плат с запрессованными в них постоянными магнитами 2. Платы в этом узле расположены таким образом, что противоположные полюсы магнитов находятся друг против друга и концентрируют магнитный поток по периферии чувствительного элемента 4, закрепленного на оси 18.

Узел чувствительного элемента укреплен на трех стойках 19, на которых имеются регулировочные гайки 5, предназначенные для выравнивания положения всего узла и регулирования зазора между чувствительным элементом и магнитами магнитного узла.

Противодействующая пружина 24 прикреплена внутренним концом к втулке с поводком 23, напрессованной на ось, а наружным – к поводку 25.

Для повышения устойчивости стрелки и улучшения отсчета показаний применено демпфирование подвижной системы измерительного механизма.

Демпфер 22, прикрепленный к мостику 21, представляет собой магнитный узел, состоящий из двух плат. В одну из плат запрессованы цилиндрические магниты. В зазоре между торцами магнитов и другой платой расположен диск 26, укрепленный на оси 18.

Стрелка 20, насаженная на конец оси 18, показывает по шкале 27 частоту вращения измеряемого объекта.

Для исключения влияния температуры на показания тахометра служит шунт 17, изготовленный из сплава, магнитная проницаемость которого с повышением температуры уменьшается, а с понижением – увеличивается. Шунт крепится на цилиндрических магнитах 2.

Конструкция гибкого вала показана на рис.2.

 

 

4  монтаж, меры безопасности и

техническое  обслуживание

Перед установкой тахометра на объект необходимо убедиться в свободном вращении (без заеданий) вала тахометра при вращении его от руки.

Подсоединение тахометров осуществляется через пружинную муфту при жестком креплении к объекту (см. рис.3), или через гибкий вал с креплением к объекту посредством амортизаторов (рис.4).

Радиусы изгиба гибкого вала должны быть не менее 40 mm.

Запрещается производить подключение тахометра к вращающемуся валу объекта.

Конические шестерни смазывать смазкой ОКБ-122-7 ГОСТ 18179-72 через каждые двенадцать месяцев работы. Проведение ремонта по истечении гарантийного срока эксплуатации осуществлять на специализированных ремонтных предприятиях.

Поставка запчастей – по действующему каталогу при наличии фондов, ремонтной документации – по согласованию с предприятием- изготовителем.

 

 


 


Рис. 2. Конструкция гибкого вала

L  mm

19062

24062

25062

30062

35062

40063

57063

60063

85063

120063

L1  mm

16062

21062

22062

27062

32062

37062

54062

57063

82063

117063

Масса, kg

0,325

0,340

0,345

0,360

0,375

0,390

0,445

0,455

0,530

0,640

 


              mm

D1

D2

L1

L2

25-0,13

8+0,2

3060,1

77 max

40-0,16

12+0,2

4060,1

112 max

 

Рис. 3. Габаритные и присоединительные размеры тахометров,

подсоединяемых к объекту измерения с помощью пружинной муфты

 

 

5  поверка тахометров

Поверка тахометров производится в соответствии с ГОСТ 8.285-78.

Поверку производить при проведении регламентных работ объекта, но не реже одного раза в 1 год.

 

6  правила хранения и транспортирования

Тахометры хранить в упаковке завода-изготовителя в сухом закрытом помещении при температуре воздуха от 5 до 40 8С, относительной влажности до 80 % и при отсутствии коррозионной среды, тряски и вибрации.

Транспортировать тахометры закрытым видом транспорта при температуре окружающего воздуха от минус 50 до плюс 50 8С и на самолетах в отапливаемых герметизированных отсеках.

При получении ящиков с тахометрами убедиться в сохранности ящиков. Если ящики повреждены, обратиться с рекламацией к транспортной организации. В зимнее время распаковку производить в отапливаемом помещении. Для исключения оседания влаги на тахометрах, ящики следует открывать лишь после того, как тахометры примут температуру окружающего воздуха, но не ранее чем за 2 h.