В начало

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УСТРОЙСТВО ЗАРЯДНО-РАЗРЯДНОЕ
ЗУ-1В(ЗР) и ЗУ-1Б(ЗР)

 

ПАСПОРТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимание!

Монтаж и эксплуатацию зарядного устройства необходимо производить после тщательного изучения настоящего паспорта и инструкции по эксплуатации.                                                                  В результате постоянного совершенствования конструкции зарядного устройства в паспорте могут иметь место отдельные несоответствия в рисунках и схемах, не влияющие на качество изделия.

1. НАЗНАЧЕНИЕ............................................………………….     3

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.. ………………….      3

3. КОМПЛЕКТНОСТЬ ..................................………………….      3

4. УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ…………………...      4

5. УКАЗАНИЕ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ.....…………………...      7

6. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ………………………………….     8

7. ПОРЯДОК РАБОТЫ .................................…………………..     9

8. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ, РАЗМЕЩЕНИЯ УПАКОВКИ….    10

9. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ....……………………     10

10.СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЕМКЕ..........……………………    11

11.ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.……………………..    11

 

 

 

10.Свидетельство о приемке

 

Зарядно-Разрядное устройство, заводской                    соответствует

техническим  условиям ЗУ. 00.00.000 ТУ и признано годным для эксплуатации.

 

          Дата выпуска

          Контролер ОТК

 

 

        Испытание и проверку произвел______________

 

 

9. Гарантийные обязательства изготовителя (поставщика)

 

           Изготовитель гарантирует соответствие зарядного устройства ЗУ-1В(ЗР) и ЗУ-1Б(ЗР)

 требованиям технических условий при соблюдении потребителем условий

 транспортирования, хранения и эксплуатации

           Гарантийный срок эксплуатации устройства 12 месяцев со дня ввода в

 эксплуатацию, но не более 14 месяцев со дня отгрузки изготовителем.

           В течение указанного срока изготовитель обязуется устранять дефекты в

 устройстве, возникшие по вине изготовителя..

           Гарантия действительна при условии соблюдения потребителем условий

 хранения и эксплуатации в соответствии с настоящим паспортом и 

сохранности контрольных пломб в течение всего гарантийного срока .

 

                       

 

                             

8. Правила хранения, размещения упаковки.

 

           Зарядно-Разрядное устройство ЗУ-1Б(ЗР) должно храниться в упаковке предприятия-изготовителя в закрытом помещении с температурой окружающего воздуха от –10

до +30*С и относительной влажности до 80% при температуре 25*С ( без

 конденсации влаги).

          В помещении при хранении и эксплуатации не должно быть паров кислот и щелочей, а также газов, вызывающих коррозию металлов и повреждение изоляции, а также токопроводящей и взрывоопасной пыли.

        Зарядное устройство рекомендуется устанавливать в помещении,

соответствующем вышеуказанным требованиям на горизонтальной подставке из

неметаллических материалов высотой 500 мм от уровня пола.

        Место установки должно обеспечивать:

-         удобные условия, установки, подключения, обслуживания и осмотра;

-         расположение устройства  рядом с нагрузкой;

-         надежное заземление.

       Условия хранения и эксплуатации зарядного устройства ЗУ-1Б(ЗР) в части воздействия климатических факторов должно соответствовать условиям "5". ГОСТ 15150-69 и группе С в части воздействия механических факторов по ГОСТ 23170-78

 

 

9. Техническое обслуживание

 

         9.1. Для обеспечения нормальной работы устройства в течение всего срока  службы необходимо раз в три  месяца производить осмотр устройства, очистку от

 пыли и загрязнений, подтягивание контактных электрических соединений.

         9.2. Проверку встроенного амперметра производить один раз в год  подключением последовательно с заряженной батареей образцового амперметра магнитно–электрической системы класса точности не ниже 0,5. Показания амперметров не должны отличаться более чем на 1,5 А.

1.        Назначение

    1.1.Устройство зарядно-разрядное ЗУ-1В(ЗР) и ЗУ-1Б(ЗР)*  (в дальнейшем устройство) предназначено

         для заряда автомобильных стартерных кислотных аккумуляторных батарей

         номинальным напряжением 12В или 12, 24В* емкостью до 250 А-час и предпусковой

         подзарядки в условиях автотранспортных предприятий и станций технического

         обслуживания  автомобилей.

                    Предпусковая подзарядка аккумуляторных батарей производят в двух случаях:

         -если аккумуляторная батарея сильно разряжена вследствие длительного

         саморазряда или других причин. Время заряда 3-5 минут;

         -если при отрицательной температуре окружающего воздуха вследствие

         переохлаждения электролита падает емкость и возрастает внутреннее

         сопротивление аккумуляторной батареи. Время заряда 6-10 минут.

      1.2.Устройство позволяет производить заряд и разряд одновременно до двух

         однотипных аккумуляторных батарей напряжением 12В на режиме 24В подключенных

         последовательно и проверку 1 АКБ под нагрузкой.

                1.3. Регулировка зарядного и разрядного тока плавная.

                1.4 Устройство имеет встроеную нагрузочную вилку для проверки 1 АКБ

                1.5. Устройство имеет защиту от токов короткого замыкания на выходных

         проводах «+» и «-», неправильного подключения АКБ, превышения зарядного тока.

       1.6.Устройство предназначено для эксплуатации в районах с умеренным

        климатом, в помещениях с искусственно регулируемыми условиями при

        температуре окружающего воздуха от 10°С до 35°С, относительной влажности до

        80% при температуре 25°С и атмосферном давлении от 650 до 800 мм рт. ст.

1.7      Устройство соответствует требованиям, обеспечивающим безопасность

        потребителя согласно ГОСТ 12.2.007-75                   

2.       Технические характеристики

 2.1 Питание устройства                                 сеть однофазного переменного тока

                                                                                                                    напряжением 220+-20В

                                                                                                                              частотой 50+-2Гц    

2.2 Максимально допустимый ток, А, не более                                                    25

2.3Выходные напряжения В                                                                      12 - 12,24*

2.4 Максимальная емкость АКБ А/час                                                                 250

2.5 Количество одновременно заряжаемых АКБ в режиме 24В                    1 - 2*                           

2.4 Максимальная потребляемая мощность, кВт, не более                      0.6 - 1,2*

2.5 Габаритные размеры , мм, не более

                                                                         длина                                                                   400

                                                                         ширина                                                                360

                                                                         высота                                                                 270

2.6 Масса, кг, не более                                                                                              15

 

3. Комплектность

3.1 Устройство зарядное, шт.                                                                                    1

3.2 Паспорт                                                                                                                  1

 

*  Применимо к устройство модели ЗУ-1Б(ЗР)

 

4. Устройство и принцип работы

4.1 Внешний вид устройства показан на рис. 1

4.2 При включении выключателя (3) загорается индикатор, что свидетельствует о            подключении устройства к сети.

4.3 При переключении тумблера (6) происходит выбор необходимого выходного напряжения 12 или 24В (путем отключения и добавления обмоток трансформатора)

Внимание, правильно выбирайте режим, в случае не соответствия режима выходного напряжения с подключенным аккумулятором устройство может выйти из строя!

4.4 Переключатель (9) переключает режимы работы «Заряд», «Разряд», «Проверка»

4.5.1 Амперметр (1) показывает силу зарядного или разрядного тока, в зависимости от режима работы устройства

4.5.2 Вольтметр (10) показывает напряжение на аккумуляторной батареи во всех режимах работы.

4.6.1 Резистор (4) регулирует величину зарядного тока в режиме «Заряд»

4.6.2 Резистор (5) регулирует величину разрядного тока в режиме «Разряд»

4.7 Кнопка (12) служит для подачи нагрузки и проверки АКБ в режиме «Проверка»

Внимание, в этом режиме допустимое входное напряжение 12В или 1 аккумулятор

4.8.1 Светодиод (7) индицирует работу устройства в режиме «Заряд» (зеленый-устройство готово к работе или работает), (красный-аккумулятор еще не подключен или сработала система защиты)

4.8.2 Светодиод (8) индицирует работу устройства в режиме «Разряд» (зеленый-устройство готово к работе или работает), (красный-аккумулятор еще не подключен или сработала система защиты)

4.9 Клеммы (11) служат для подключения аккумуляторной батареи

 Внимание, пока аккумулятор не подключен к устройству на выходных клеммах напряжение будет равно нулю

 

 

 

 

 

 

7. Порядок работы

 

Порядок работы при заряде батарей аналогичен порядку при проверке

          исправности устройства, описанном в предыдущем разделе.

7.1.Режим Заряд

*При одновременном заряде двух батареи соединяют между

         собой последовательно в соответствии с рис. 2.

 

Рис. 2

где А1 – устройство зарядное

       А2…А3- аккумуляторные батареи

7.1.1 Переключателем 6 установите количество подключенных батарей

7.1.2 Переключатель 9 перевести в положение «Заряд»

7.1.3 Включите выключатель сети 3, при этом должен "загореться" светодиод (7).

7.1.4 Подключите АКБ (светодиод 7 должен перейти а режим «зеленый»)

7.1.5 Плавным поворотом резистора 4   установите необходимый ток заряда, не превышающий значения указанных в п.  2.2 контролируя его по амперметру 1

Внимание!

Превышение максимально допустимого зарядного тока может привести к срабатыванию системы защиты, смотри пункт 6

7.1.6 Заряд батарей проводите в соответствии с инструкцией по эксплуатации на батареи аккумуляторные свинцовые стартерные, имея в виду, что зарядный ток должен составлять 0,1от номинальной емкости батареи.

7.2. Режим «Разряд»

7.2.1 Переключатель 9 перевести в положение «Разряд»

7.2.2 Включите выключатель сети 3, при этом должен "загореться" светодиод (8).

7.2.3 Подключите АКБ (светодиод 8 должен перейти а режим «зеленый»)

7.2.4 Плавным поворотом резистора 5 установите необходимый ток разряда, не превышающий значения указанных в п.  2.2 контролируя его по амперметру 1

Внимание!

Превышение максимально допустимого разрядного тока может привести к срабатыванию системы защиты, смотри пункт 6

7.3 Режим проверка (Только для 1 аккумулятора 12В)

7.3.1 Переключатель 9 перевести в положение «Проверка»

7.3.2 Подключите АКБ

7.3.3 Вольтметр 10 покажет напряжение на аккумуляторе без нагрузки

7.3.4 Нажать кнопку 12 и удерживая в течении 5 секунд для подачи нагрузки.

 

 

 

 

6. Подготовка к работе

С распакованного устройства снимите консервационную смазку и проверьте комплектность.

Установите входящую в комплект поставки розетку и подключите ее к сети так, как указано в разделе "Указание мер безопасности".

Установите следующие органы управления в исходные положения:

-         сетевой выключатель 3 в положение "выключено"

-         переключатель 6 в положение 12 либо 24 в зависимости от количества подключенных АКБ

-         резистор 4 с выключателем должен быть выключен (в крайнее левое положение)

-         Переключатель 9 в положении заряд

Проверку исправности устройства производите методом опробования.

Ниже приводятся основные операции по проверке исправности устройства.

1. подключите устройство к сети

2. переключателем  6 установите количество подключенных батарей.

3. включите выключатель сети 3, при этом должен "загореться". он и светодиод 7(8)* «Стоп». При этом выходное напряжение на выходных контактах будет отсутствовать до подключения к ним АКБ.

4. подсоедините аккумуляторную батарею к клеммам "+" и "-", соблюдая полярность (красный зажим «+», черный зажим «-»). Если подключение проведено правильно в АКБ отсутствует КЗ загорится светодиод 7(8)* «Заряд» после чего начинается подача зарядного тока на АКБ.

5. плавным поворотом резистора 4(5)* по часовой стрелке наблюдайте за показаниями амперметра. При этом зарядный ток аккумуляторных батарей должен плавно возрастать. В случае превышения допустимого зарядного тока сработает модуль защиты и загорится светодиод 7(8)* «Стоп» подача зарядного тока прекратится.

6. выключите устройство в следующей последовательности :

-         поверните резистор 4(5)* против часовой стрелки до упора.

-         переведите выключатель 3 в положение "выключено", светодиод должен погаснуть

-      отключите аккумуляторные батареи

7. Проверка режима разряда осуществляется аналогично только переключатель режима 9 должен стоять в положении разряд.

8. Проверка аккумулятора под нагрузкой: переключить переключатель 9 в режим проверка

Подключить один аккумулятор соблюдая полярность к клемма при этом вольтметр 10 покажет напряжение на аккумуляторе без нагрузки, нажав кнопку 12 и удерживая её в течении 5 секунд наблюдать за падением напряжения на аккумуляторе под нагрузкой.

         

При срабатывании системы защиты на любом из режимов необходимо выключить выключатель сети 3, отключить аккумулятор, подождать 3-5 секунд и опять возобновить работу с пункта 1

 

 

 

Рис 1.Внешний вид

 

1.        Амперметр

2.        Плавкая вставка (на задней панели)

3.        Сетевой выключатель

4.        Резистор регулировки зарядного тока

5.        Резистор регулировки разрядного тока

6.        Переключатель выходного напряжения (12-24В)*

7.        Индикатор работы в режиме заряд

8.        Индикатор работы в режиме разряд

9.        Переключатель режимов работы (Заряд-Разряд-Проверка)

10.     Вольтметр

11.     Клеммы подключения аккумулятора

12.     Кнопка подачи нагрузки в режиме проверка

 

* Только для ЗУ-1Б(ЗР)

 

 

 

 

Таблица 1 Перечень элементов

5. Указание мер безопасности

 

Внимание!

Отсоедините питание перед подсоединением или отсоединением батареи.

Предупреждение!

Взрывные газы. Беречь от огня и искр. Обеспечить необходимую вентиляцию

                    при зарядке.

 

5.1. К работе с устройством допускается персонал, изучивший устройство и

        принцип его работы, прошедший инструктаж и имеющий соответствующую

        квалификационную группу по технике безопасности (не ниже третей).

                    5.2. При зарядке аккумуляторной батареи на автомобиле полюс аккумулятора,

       не соединенный с шасси, должен быть присоединен первым. Другое присоединение

       должно быть сделано к шасси, вдали от аккумулятора и топливной линии. Затем

       устройство подключить к питающей сети. После зарядки отсоединить устройство от

       источника питания. Затем отсоединить от шасси и от аккумулятора в указанной

        последовательности.

5.3.    Не следует располагать заряжаемые аккумуляторные батареи вблизи устройства, так как кислотные пары действуют разрушающе на металлы и изоляцию.

5.4.    Не реже одного раза в год необходимо проверять сопротивление изоляции между входной цепью и вторичными цепями, а также корпусом. Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм при напряжении 500В(переключатель сети должен быть в положении "I")

5.5.    В остальном, при эксплуатации устройства руководствоваться " Правилами технической эксплуатации и безопасности обслуживания электроустановок промышленных предприятий"

5.6.    Розетка для включения устройства в сеть должна быть установлена на рабочем месте и подключена к сети в соответствии с рис. 2. со стороны контакта "фаза" на корпусе розетки необходимо сделать пометку краской. При подключении вилки в розетку отметки на вилке и розетке должны совпадать. Не допускается подключение к сети в бытовых условиях. При повреждении шнура питания его следует заменить специальным шнуром или комплектом, получаемым у изготовителя или его агента.

 

Рис. 3

 

 

Обознис 1

Наименование

Кол

Примечание

 

 

1

Амперметр М42300 30А

1

Или аналог

 

 2

Плавкая вставка 10А (6Х30)

1

На задней панели устройства

 

3

Выключатель сети IRS-201.01

1

 

 

4,5

Резистор переменный 250 кОм

2

 

 

6

Тумблер МТ-1

1

 

 

7,8

Светодиод КИПД-2 общий катод

2

 

 

9

Переключатель ПГК 3П9Н

1

 

 

10

Вольтметр М42300 30В

1

Или аналог

 

11

Клеммы соединительные

2

 

 

 12

Кнопка PBS26-B

1

 

 

М1

MasterCuler 80Х80 12В

1

 

 

VТ1

Транзистор IRFP064N

4

 

 

A1

Плата ПЗР

2

 

 

К

Реле автомобильное 4 конт. 50А

4

 

 

Тр

Трансформатор ТП-340

2

 

 

VD1-VD4

Выпрямитель КВРС5002

1

 

 

R нагрузки

Нихром

3