Научно-производственная фирма
«МЕТА»
ГАЗОАНАЛИЗАТОРЫ
МногокомпонентныЕ
Модификации:
М 057.000.000
РЭ
Методика поверки
М 047.000.000
МП
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................... 5
1 ОПИСАНИЕ
И РАБОТА .................................................... 5
1.1 Описание и работа прибора............................................ 5
1.1.1
Назначение................................................................
5
1.1.2
Технические
характеристики...................... ............... 6
1.1.3
Состав изделия........................................................... 7
1.1.4
Устройство и работа.................................................... 8
1.1.5
Маркировка и
пломбирование.................................... 19
1.1.6
Упаковка................................................................... 19
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПО НАЗНАЧЕНИЮ............................ 20
2.1
Эксплуатационные ограничения ................................... 20
2.2
Подготовка прибора к использованию.......................... 20
2.3
Использование прибора................................................ 25
2.4
Поверка прибора......................................................... 26
3
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.................................. 27
3.1
Техническое обслуживание прибора............................. 27
3.2
Текущий
ремонт .......................................................... 28
4 ХРАНЕНИЕ ..................................................................... 29
5 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ................................................. 29
Приложение А Методика поверки М 047.000.00 МП............. 31
Приложение Б Подготовка принтера к работе...................... 54
Настоящее
руководство по эксплуатации предназначено для ознакомления с принципом работы, основными
правилами эксплуатации, обслуживания и
транспортирования газоанализаторов многокомпонентных "АВТОТЕСТ-02.02", "АВТОТЕСТ-02.03".
Газоанализаторы
"АВТОТЕСТ-02.02", "АВТОТЕСТ-02.03" соответствуют
0 и 1 классу точности по ГОСТ Р 52033-2003.
1 ОПИСАНИЕ
И РАБОТА
1.1
Описание и работа изделия
1.1.1
Назначение
1.1.1.1 Газоанализаторы "АВТОТЕСТ-02.02",
"АВТОТЕСТ-02.03" (далее по
тексту - прибор) предназначены для одновременного определения содержания
оксида углерода (СО), диоксида углерода (СО2) углеводородов (СН),
кислорода (О2) в отработавших газах автомобилей, работающих на
бензине, газовом и альтернативных видах топлива, а также измерения температуры
моторного масла, частоты вращения коленчатого вала и расчета эффективности
сжигания топлива (коэффициента избытка воздуха)
l-параметра.
Модификация "АВТОТЕСТ-02.03"
дополнительно определяет содержание окиси азота (NOх) в отработавших газах.
1.1.1.2 Прибор может применяться при проверке токсичности отработавших газов органами ГИБДД при
государственном техническом осмотре автомобилей, комитетами охраны природы при
инспекционном контроле, в автохозяйствах, на станциях технического обслуживания
и в производстве автомобилей для контроля и регулировки двигателей на соответствие
нормам ГОСТ Р 52033-2003.
1.1.1.3 Прибор предназначен для работы в
следующих условиях эксплуатации:
1) температура окружающей среды от минус 20 до
2) атмосферное давление от 86,6 до 106,7 кРа ( от 650
до
3) относительная влажность 95% при t =
30°С и
более низких температурах без конденсации влаги;
4) рабочее положение
прибора - горизонтальное с допускаемым отклонением ±20 градусов;
5) питание прибора от сети постоянного тока
напряжением (12,6±2)
В или сети переменного тока 220В, 50Гц от выносного блока питания;
6) температура анализируемой смеси на штуцере ВХОД не более 50°С;
7) температура анализируемой смеси на входе в
пробозаборник не более 200°С;
8) расход
анализируемой смеси не менее 60 л/ч.
1.1.2 Технические
характеристики
1.1.2.1 Измеряемые
компоненты, диапазоны измерений,
цена единицы наименьшего разряда,
пределы допускаемой основной погрешности
приведены в табл.1а – для 0 класса, 1б –для 1 класса.
Таблица 1 – 0 класс
Измеряемый компонент |
Диапазон измерений |
Цена деления |
Участок диапазона измерений |
Основная погрешность |
|
Абсолютная |
Относи-тельная |
||||
Углеводороды* |
0..2000 млн-1 |
1 млн-1 |
0..200 млн-1 200..2000
млн-1 |
± 10
млн-1 --- |
--- ± 5 % |
Оксид углерода |
0..5 % |
0.01% |
0..1 % 1..5 % |
± 0.03 % --- |
--- ± 3 % |
Диоксид углерода |
0..16 % |
0.01 % |
0..12.5
% 12.5..16 % |
± 0.5 % --- |
--- ± 4 % |
Кислород |
0..21 % |
0.1 % |
0..3.3 % 3.3..21 % |
± 0.1% --- |
--- ± 3 % |
Окислы азота |
0..5000 млн-1 |
10 млн-1 |
0..1000
млн-1 1000..5000 млн-1 |
± 50
млн-1 --- |
--- ± 5 % |
l-параметр** |
расчитывается |
0.001 |
|
не нормируется |
|
Частота оборотов |
0..8000 мин-1 |
10 мин-1 |
0..390
мин-1 400..8000
мин-1 |
± 10
мин-1 --- |
--- ±2.5 % |
Температура масла |
0..100 оС |
1 оC |
0..100 оС |
± 2.5 оC |
--- |
* данные
по углеводородам приведены в пересчете на гексан.
** l-параметр расчитывается при
одновременном выполнении
следующих
условий:
·
Содержание
кислорода в измеряемой смеси меньше 10% и
·
Содержание
диоксида углерода в измеряемой смеси больше 5%
Таблица 1б – 1 класс
Измеряемый компонент |
Диапазон измерений |
Цена деления |
Участок диапазона измерений |
Основная погрешность |
|
абсолютная |
относительная
|
||||
Углеводороды |
0-2000 млн-1 |
1 млн-1 |
0 ¸ 240 млн-1 240¸-2000 млн-1 |
± 12 млн-1 -- |
-- ± 5% |
Оксид углерода |
0 ¸ 5% |
0,01% |
0 ¸ 1,5% 1,5¸5% |
± 0,06% -- |
-- ± 4% |
Диоксид углерода |
0¸16
% |
0,1 % |
0 ¸ 12,5% 12,5¸16% |
± 0,5% -- |
_ ± 4% |
Кислород |
0¸21
% |
0,1 % |
0 ¸ 2,5% 2,5 ¸ 21% |
± 0,1% -- |
_ ± 4% |
Окислы азота |
0-5000 млн-1 |
10 млн-1 |
0 ¸ 1000 млн-1 1000¸-5000 млн-1 |
± 50 млн-1 -- |
-- ± 5% |
l-параметр |
0,5-2,00 |
0,001 |
|
не нормируется |
|
Частота оборотов |
0-5000 5000-8000 мин-1 |
10 100 мин-1 |
0 – 8000 мин-1 |
|
±2,5% |
Температура масла |
20¸125°С |
1°С |
20¸125°С |
±2,0°С |
|
Электропитание прибора – от
сети постоянного тока напряжением (12,6±2) В.
Мощность, потребляемая в
режиме измерения, не более 25 ВА.
Масса прибора не более
Габаритные размеры - 360х170х350 мм.
Время прогрева прибора не
более 30 мин.
Время установления
показаний, с, не более:
- СО, СН, СО2
30
- О2 , NOх 60
1.1.3 Состав изделия
1.1.3.1 Состав и комплект поставки приведен в таблице 2.
Таблица 2
Наименование |
Обозначение |
Кол., шт. |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
Газоанализатор “АВТОТЕСТ- |
М
057.000.000-01(02) |
1 |
По заказу |
Газоанализатор “АВТОТЕСТ- |
М
057.000.000-03(04) |
1 |
|
Пробозаборник |
М
008.02.00.00 |
1 |
|
Блок
питания |
БП
220/12В 3А |
1 |
|
Фильтр
очистки газа (каплеуловитель) |
М
047.640.00 |
1 |
|
Пробозаборная
трубка (4м) |
М
008.00.000.01 |
1 |
|
Трубка Т1 ( |
ПХВ
4х1,5 |
2 |
|
Трубка
Т2 ( |
ПХВ
4х1,5 |
1 |
|
Трубка
Т3 ( |
ПХВ
4х1,5 |
2 |
|
Кабель
питания К1 |
М
008.11.000.00 |
1 |
|
Датчик
тахометра |
М
046.000.00 |
1 |
|
Датчик
температуры масла
|
М
057.600.00 |
1 |
|
Комплект запасных частей |
|||
Патрон фильтра грубой очистки с фильтрующим агентом |
М 008.02.100.00 |
2 |
|
Фильтр
тонкой очистки (диск) |
М 008.03.000.01 |
100 |
|
Фильтр
тонкой очистки газа GB702 |
М 008.60.000.00 |
8 |
|
Фильтр
тонкой очистки газа GB 202 |
|
2 |
|
Объемный
фильтр |
М 047.630.04 |
4 |
|
Предохранитель
|
ВП-2А |
2 |
|
Фильтрующий
агент |
ГОСТ 5937-68 |
2 комп. |
|
Ключ специальный |
М 008.00.000.02-01 |
1 |
|
Термобумага ф57ммх30м |
для приборов с печатным устройством |
1 рулон |
|
Продолжение таблицы 2
Комплект эксплуатационных документов |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
Паспорт |
М 057.000.00 ПС |
1 |
|
Руководство
по эксплуатации |
М 057.000.00 РЭ |
1 |
|
Методика
поверки прибора |
М 047.000.00 МП |
1 |
|
Примечания – 1 По дополнительному заказу может
поставляться пульт дистанционного управления.
2 В скобках указана модификация прибора с термопринтером
1.1.4
Устройство и работа
1.1.4.1 Прибор предназначен для одновременного
определения содержания оксида углерода (СО), диоксида углерода (СО2),
углеводородов (СН), кислорода (О2), [окислов азота (NOx) – модификацияАВТОТЕСТ-02.03 ] в отработавших
газах автомобилей, работающих на бензине, газовом и альтернативных видах
топлива, а также измерения рабочей температуры моторного масла, частоты вращения коленчатого вала и расчета
эффективности сжигания топлива (коэффициента избытка воздуха) λ-параметра. Прибор имеет компенсатор
изменения атмосферного давления.
1.1.4.2 Принцип действия прибора основан на измерении
величины поглощения инфракрасного излучения источника молекулами углеводородов,
диоксида углерода и оксида углерода в областях 3,4; 4,25 и 4,7 мкм
соответственно.
Концентрация кислорода определяется электрохимическим методом. В датчике кислорода содержатся измерительный и сравнительный электроды, находящиеся в электролите и
отделенные от анализируемого газа полимерной мембраной. На измерительном электроде кислород, продиффундировавший через мембрану, электрохимически восстанавливается и во внешней цепи возникает
электрический ток, сила которого пропорциональна парциальному давлению кислорода
в газе над мембраной.
Концентрация окислов азота определяется на основе
электрохимической ячейки 3NF/F Nitric Oxide CITIcel
1.1.4.3 Проба анализируемого газа поступает в
проточную зеркальную кювету, где определяемые компоненты, взаимодействуя с излучением, вызывают его поглощение в
соответствующих спектраль-
ных
диапазонах. Поток излучения характерных областей спектра поочередно выделяется
вращающимися интерференционными фильтрами (3,4; 4,25 и 4,7 мкм) и преобразуется в электрические сигналы,
пропорциональные концентрации углеводородов, диоксида углерода, оксида углерода
(и окиси азота).
Проба анализируемого газа
отбирается из выхлопной трубы автомобиля
пробозаборным зондом. В рукоятке зонда
размещается фильтр грубой очистки, где происходит предварительная очистка газа от частиц сажи и
аэрозолей. Далее проба газа направляется к прибору по трубке доставки.
Примечание
- При использовании прибора в условиях
отрицательных температур (до минус 20°С) рекомендуется
использовать обогреваемую трубку доставки, исключающую перемерзание
конденсата. В обогреваемой трубке проба газа термостатируется при температуре 35 ±5°С.
Дальнейшая обработка пробы газа происходит в каплеуловителе, совмещенном с
фильтром тонкой очистки пробы. В каплеуловителе (рис.4.) из пробы отделяется
конденсат, который собирается в нижней части
фильтра и эвакуируется
компрессором конденсата через
штуцер "Сброс
конденсата". В фильтре сверхтонкой
очистки типа GB 702
производится окончательная очистка пробы
газа от мешающих компонентов, которая затем поступает в оптическую кювету узлов. Одновременная
работа пары компрессоров обеспечивает
скоростную доставку пробы газа от источника до оптической кюветы, а также непрерывную
эвакуацию конденсата из пробы.
Конструкция
узлов системы пробоподготовки
прибора и схема их соединения приведена
на рис 2, 3 и 4.
Для исключения дополнительной погрешности от изменения температуры
окружающего воздуха и анализируемого газа
фотоприемник и оптическая кювета
защищены теплоизоляционными оболочками и термостатируются системами стабилизации.
1.1.4.4 Результаты
измерения и служебная
информация для пользователя
отображается на символьном
жидко-кристаллическом дисплее.
Для удобства работы с прибором в ночное время
предусмотрена подсветка индикатора.
1.1.4.5 Источником сигнала
с частотой вращения коленчатого
вала двигателя автомобиля служит
высоковольтный датчик индуктивного типа,
устанавливаемый на один из высоковольтных проводов системы зажигания. Частота
следования импульсов искрообразователя
свечи одного из цилиндров двигателя
измеряется и преобразуется
микропроцессором в частоту вращения коленчатого вала независимо от числа
цилиндров.
1.1.4.5 Рабочая температура моторного масла двигателя
измеряется датчиком на основе преобразователя температуры DS1821.
1.1.4.6 Прибор обеспечивает следующие режимы
измерений и функциональные возможности:
- измерение концентрации
оксида углерода, диоксида углерода, углеводородов, кислорода, окиси азота
(опция), частоты вращения коленчатого вала автомобиля с любым числом цилиндров
и вычисление l-параметра,
температуры масла;
- индикация и вывод
результатов измерений на принтер в виде протокола с указанием гос.номера
автомобиля, номера прибора, текущей даты и времени (по требованию) или
персональную ЭВМ по выходу RS232 в виде блока данных;
- автоматическую коррекцию нуля при включении прибора
и в дальнейшем по требованию без отключения пробозаборной системы от выхлопной
трубы автомобиля;
- автоматическое отделение и эвакуация конденсата из пробы газа в системе
пробоподготовки прибора;
1.1.4.7 Прибор поставляется с беспроводным датчиком
тахометра (RPM), который обеспечивает гарантированную помехоустойчивость
прибора от всех видов системы электрозажигания автомобиля.
При
работе в "Линии технического контроля" прибор имеет дополнительные функциональные
возможности:
- ввод государственного номера проверяемого
автомобиля с панели прибора на ПЭВМ;
- хранение в памяти
измеренных значений при различных скоростных режимах двигателя и вывод соответствующего
протокола измерений.
1.1.4.8 Конструктивно прибор состоит из системы
пробоотбора и пробоподготовки, блока
преобразования и индикации и датчика температуры масла.
1.1.4.9 Система пробозабора и пробоподготовки (рис.4) включает пробозаборник 1, каплеуловитель
2, фильтры тонкой очистки 3, 4
конденсата и пробы газа соответственно, трубку доставки пробы 5, трубку сброса
конденсата 6. Фильтр грубой очистки 7 располагается в
рукоятке
пробозаборника. Схема соединений элементов системы и подключение их к штуцерам
прибора приведена на рис.4.
1.
1.
отображающий
величину концентрации углеводородов, окиси углерода, кислорода, двуокиси
углерода, в отработавших газах автомобиля, температуры и число оборотов вала
двигателя; кнопка ВКЛ 2; кнопка РАБОТА/ПАУЗА 3; кнопка коррекции нуля КОР.0 4;
кнопка ПЕЧАТЬ 5; кнопка РЕЖИМ 6.
1.
1.
- объемный термостойкий волоконный фильтр грубой
очистки;
- каплеуловитель совмещенный с объемным
влагоотталкивающим фильтром тонкой очистки и отделением конденсата;
- целлюлозный фильтр сверхтонкой очистки G 702.
Для работы с прибором зимой в условиях
отрицательных температур заводом
поставляется обогреваемая пробозаборная система с термостатированием пробы до
температуры (35±
5)°С при температуре окружающего
воздуха до минус 20 °С и питанием от бортовой сети автомобиля или адаптера
сети 220 В, 50 Гц.
1.1.4.14 Настоящие модификации оборудованы
последовательным портом для связи с любой ПЭВМ
по протоколу RS 232 для передачи результатов измерений и формирования базы
данных, а также оформления протоколов
измерений токсичности автотранспортных средств с дополнительным программным обеспечением приборов, установленным
на ПЭВМ. При необходимости, по требованию, реализуется возможность управления
работой прибора со стороны ПЭВМ по протоколу
RS 232.
Для реализации
возможностей прибора необходимо получить дополнительную информацию у
завода-изготовителя или в сервисных центрах НПФ "Мета".
1-Индикатор; 2-Кнопка включения питания
ВКЛ; 3-Кнопка РАБОТА/ПАУЗА; 4-Кнопка КОРР.0; 5-Кнопка ПЕЧАТЬ; 6-Кнопка РЕЖИМ
Рисунок 1а-Внешний
вид прибора (передняя панель)
1-Штуцер подачи газа ВХОД; 2- Штуцер
вывода газа ВЫХОД; 3- Штуцер подачи конденсата ВХОД; 4- Штуцер вывода конденсата
ВЫХОД;
5-Крепление фильтра тонкой очистки
(каплеуловителя); 6-Держатель предохранителя; 7-Разъем питания; 8-Разъем тахометра;
9-Разъем для подключения компьютера; 10-Штуцер подачи чистого воздуха;
11-Разъем для подключения датчика температуры; 12-Датчик температуры; 13-Ограничитель
Рисунок 1б-Внешний
вид прибора (задняя панель)
Опционально доступны дополнительные функции прибора:
• цветной (ч/б)
графический дисплей
• термопечатающее
устройство
• стандартная
клавиатура PS/2
• осциллограф
• мультиметр.
Рисунок 1в - Внешний вид газоанализатора с подключенным пультом
дистанционного управления
1-Фильтр;
2-Трубопровод; 3-Ручка; 4- Крышка; 5-Пружина; 6,7-Прокладка; 8-Штуцер; 9-Наконечник; 10,11- Втулка;
12-Трубка; 13-Колпачок; 14-Рукав
Рисунок 2 –
Пробозаборник
1-Колпачок;
2-Прокладка; 3-Прокладка; 4-Верхняя крышка; 5-Фиксатор; 6-Штуцер подачи газа; 7- Корпус; 8-Гайка;
9-Диск бумажного фильтра;
10-Оправа;11-Фиксатор; 12-Фильтр 5 мкм;13 Объемный фильтр
Рисунок 3 - Каплеуловитель
Рисунок 4 – Схема отбора и подготовки пробы прибора
1.
Кнопки пульта идентичны по своему назначению
кнопкам прибора.
Включение пульта производится путем
включения питания прибора кнопкой ВКЛ.
При управлении прибором с пульта на передней
панели прибора необходимо установить тумблер ПРИБОР-ПУЛЬТ в нижнее положение (см.рис.1в).
Индикация результатов измерения отображается
и на индикаторе прибора, и на индикаторе
пульта.
1.
На передней панели прибора расположены 5 кнопок:
Кнопка
РАБОТА/ПАУЗА – Включение –
выключение компрессора.
Кнопка
КОР.0 - принудительная
"полная" коррекция нуля, выполняется продувка, АРУ, коррекция нуля.
Кнопка Режим –
переключение режима отображения углеводородов
СН "ПРОПАН - ГЕКСАН"
Кнопка Печать предназначена для распечатки протокола текущего измерения на встроенном принтере
прибора (Принтер устанавливается по заказу потребителя).
1.5
Маркировка и пломбирование
1.1.5.1
Маркировка прибора соответствует требованиям конструкторской документации М
1.1.5.2 На фирменной планке индикатора должны быть
указаны:
- товарный знак предприятия-изготовителя;
- наименование или обозначение типа изделия;
- заводской порядковый номер прибора;
- обозначение технических условий;
- год изготовления.
1.1.6 Упаковка
1.1.6.1 Упаковка прибора соответствует требованиям конструкторской документации.
1.1.6.2 Упаковка прибора и технической документации
обеспечивает сохранность их товарного
вида.
2.1
Эксплуатационные ограничения
2.1.1 В процессе эксплуатации прибора необходимо
соблюдать порядок включения и выключения прибора, своевременно производить
замену фильтрующих элементов системы пробоподготовки.
2.1.2 После длительного хранения в условиях
повышенной влажности прибор перед включением следует выдержать при нормальных
условиях в течении
2.1.3 При большой разности температур в
складских и рабочих помещениях, полученный
со склада прибор выдержать не менее 2 ч в
нормальных условиях в упаковке.
2.2
Подготовка прибора к использованию
2.2.1 Меры
безопасности
2.2.1.1 К работе с прибором допускаются лица, ознакомленные с настоящим руководством по эксплуатации.
2.2.1.2 Запрещается сброс анализируемой пробы или
поверочных газовых смесей в помещении. Перед проведением измерений на штуцер
ВЫХОД наденьте резиновую или полиэтиленовую трубку
с внутренним диаметром не менее 5 мм,
а второй конец трубки выведите за пределы помещения. Длина отводящей
трубки не должна превышать
2.2.1.3 При анализе отработавших газов автомобиля примите меры безопасности, исключающие его
самопроизвольное движение.
2.2.2 Указания
по включению и опробованию работы
2.2.2.1 Установить прибор на горизонтальной
поверхности.
2.2.2.2 Собрать систему пробоподготовки согласно
схеме на рис.4.
2.2.2.3 Установить каплеуловитель 2 в гнездо 5 на
задней панели прибора (рис.1б).
2.2.2.4 Подключить короткими трубками фильтры тонкой очистки 3 и 4 к штуцерам
каплеуловителя ВЫХОД пробы и ВЫХОД конденсата (нижний штуцер), а также к
штуцерам пробы ВХОД 1 и ВХОД конденсата 8 соответственно. При этом соблюдать
направление подключения фильтров тонкой очистки
в соответствии с указанными на корпусе фильтра стрелками.
2.2.2.5 Подключить короткую трубку из состава ЗИП к
штуцеру ВЫХОД конденсата 9 и отвести свободный конец трубки в направлении
отвода конденсата.
2.2.2.6 Подключить кабель питания К1 из комплекта
принадлежностей к гнезду питание 4. Ответные провода электрического кабеля
питания К1 подключаются к автомобилю
следующим образом:
- красный
зажим - к клемме аккумулятора +12 В;
- черный зажим
- к клемме аккумулятора -12 В;
Допускается в
качестве источника питания использовать другие источники постоянного
тока (сетевые или аккумуляторные), обеспечивающие на выходе постоянное
напряжение (12±2)
В при токе не менее 3А при размахе пульсаций не более 0,1 В. В этом случае
красный и черный зажимы кабеля питания К1 подключаются к альтернативному
источнику питания.
2.2.2.7 К гнезду ТАХОМЕТР подключить кабель датчика
тахометра К2, зажим которого закрепить на
высоковольтном проводе одного из цилиндров. При этом следует, чтобы
зажим не касался корпусных деталей двигателя.
ВНИМАНИЕ: Датчик тахометра (RPM) снабжен
гибким кабелем, не допускающим:
- касания к перегретым (более 100°С) частям
автомобиля;
- нагрузок на излом и разрыв оболочки более
- резких изломов кабеля и скручивания в петли
радиусом менее
ВНИМАНИЕ: Конструкция датчика тахометра выполнена монолитной,
не предусматривающей разборки. Разрушенный датчик восстановлению не подлежит.
2.2.2.8 К штуцеру ВХОД каплеуловителя подключить пробоотборный шланг с пробозаборником.
ВНИМАНИЕ: НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ПОДКЛЮЧЕНИЕ ПРОБОЗАБОРНОГО ШЛАНГА К
ПРИБОРУ, МИНУЯ КАПЛЕУЛОВИТЕЛЬ.
ВНИМАНИЕ: ЗАПРЕЩАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ФТО ДРУГИХ СИСТЕМ И
КОНСТРУКЦИЙ. ПРИМЕНЯТЬ ТОЛЬКО ПРИЛАГАЕМЫЕ ФИЛЬТРЫ G702 БИГУР М008.60.000.00. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФТО
ДРУГИХ
КОНСТРУКЦИЙ ИЗГОТОВИТЕЛЬ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛОМКУ ПРИБОРА.
2.2.2.9 Установить рычаг переключения передач
(переключатель скорости для автомобилей с автоматической коробкой
передач) в нейтральное положение.
2.
2.
2.
Перед измерением двигатель должен быть
прогрет не ниже рабочей температуры охлаждающей жидкости (или моторного масла
для двигателей с воздушным охлаждением), указанной в руководстве по эксплуатации автомобиля.
2.
` |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
П |
р |
о |
г |
р |
е |
в |
|
|
|
|
|
|
fl |
fl |
fl |
fl |
fl |
fl |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
Примечание - При перегреве прибор ежесекундно пикает, выдает сообщение:
|
|
|
* |
* |
П |
Е |
Р |
Е |
Г |
Р |
Е |
В |
* |
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В |
н |
у |
т |
р |
и |
|
п |
р |
и |
б |
о |
р |
а |
|
4 |
9 |
О |
С |
|
|
|
О |
Т |
К |
Л |
Ю |
Ч |
И |
Т |
Е |
|
п |
р |
и |
б |
о |
р |
! |
|
и ждет отключения (Прибор установлен на
солнцепёке или температура окружающей среды > 40ОС).
2.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К |
О |
Р |
Р |
Е |
К |
Ц |
И |
Я |
|
Н |
У |
Л |
Я |
|
|
|
fl |
fl |
fl |
fl |
fl |
fl |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание – При перегреве или переохлаждении (при резком изменении температуры окружающей
среды) на 5 секунд выдается сообщение:
|
|
|
? |
? |
П |
Е |
Р |
Е |
Г |
Р |
Е |
В |
? |
? |
|
|
|
|
|
|
Т |
е |
р |
м |
о |
с |
т |
а |
т |
|
р |
а |
б |
о |
т |
а |
е |
т |
|
|
|
|
|
н |
е |
|
в |
|
р |
е |
ж |
и |
м |
е |
|
|
|
|
|
П |
Е |
Р |
Е |
З |
А |
П |
У |
С |
Т |
И |
Т |
Е |
|
П |
Р |
И |
Б |
О |
Р |
Далее продолжается коррекция нуля.
2.
С |
О |
|
|
0 |
. |
4 |
8 |
% |
|
` |
N |
O |
x |
|
6 |
3 |
5 |
ppm |
|
С |
Н |
Pr |
|
|
1 |
3 |
8 |
ppm |
|
l |
|
1 |
. |
0 |
1 |
6 |
|
|
|
С |
О |
2 |
1 |
1 |
. |
3 |
1 |
% |
|
|
t |
m |
|
|
|
7 |
8 |
О |
С |
О |
2 |
|
|
0 |
. |
4 |
7 |
% |
|
|
T |
a |
x |
|
8 |
9 |
0 |
м |
-1 |
При
отсутствии канала NOх (модификация АВТОТЕСТ-02.02) на
индикаторе появляются сообщения:
С |
О |
|
|
0 |
. |
4 |
8 |
% |
|
` |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
Н |
Pr |
|
|
1 |
3 |
8 |
ppm |
|
l |
|
1 |
. |
0 |
1 |
6 |
|
|
|
С |
О |
2 |
1 |
1 |
. |
3 |
1 |
% |
|
|
t |
m |
|
|
|
7 |
8 |
О |
С |
О |
2 |
|
|
0 |
. |
4 |
7 |
% |
|
|
T |
a |
x |
|
8 |
9 |
0 |
м |
-1 |
При не подключенном датчике
масла (модификация АВТОТЕСТ-02.02) на индикаторном табло
появляются сообщения:
С |
О |
|
|
0 |
. |
4 |
8 |
% |
|
` |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
Н |
Pr |
|
|
1 |
3 |
8 |
ppm |
|
l |
|
1 |
. |
0 |
1 |
6 |
|
|
|
С |
О |
2 |
1 |
1 |
. |
3 |
1 |
% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
2 |
|
|
0 |
. |
4 |
7 |
% |
|
|
T |
a |
x |
|
8 |
9 |
0 |
м |
-1 |
При перегреве прибор ежесекундно пикает, выдает
сообщение:
|
|
|
* |
* |
П |
Е |
Р |
Е |
Г |
Р |
Е |
В |
* |
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В |
н |
у |
т |
р |
и |
|
п |
р |
и |
б |
о |
р |
а |
|
4 |
9 |
О |
С |
|
|
|
О |
Т |
К |
Л |
Ю |
Ч |
И |
Т |
Е |
|
п |
р |
и |
б |
о |
р |
! |
|
и
ждет отключения, при этом в первую минуту кювета прибора продувается чистым
воздухом.
(Прибор установлен на солнцепёке или температура
окружающей среды > 40ОС.
Через 30 минут работы автоматически производится
коррекция нуля. Если коррекция нуля была включена принудительно кнопкой КОРР.0, то
следующая автоматическая коррекция нуля
произойдет через 30 минут.
2.3
Использование прибора
2.3.1 Прибор обслуживается одним оператором.
2.3.2 Установить пробозаборник прибора в выпускную
трубу автомобиля на глубину не менее
2.3.3 Полностью открыть воздушную заслонку
карбюратора.
2.3.4 Запустить двигатель. Увеличить частоту вращения
вала двигателя до максимальной и проработать в этом режиме не менее 15с.
2.3.5 Установить минимальную частоту вращения вала двигателя и проработать в этом режиме не
менее 20 с.
При подключении датчика тахометра играет роль его
положение относительно высоковольтного провода зажигания автомобиля. При нестабильных
показаниях следует перевернуть датчик тахометра на 180°.
Внимание: Особенности конструкции системы зажигания отечественных
автомобилей с электронным впрыском (ВАЗ 2108, 2109, 2110) предусматривают
формирование 2х импульсов тока (искры) за один такт работы двигателя, поэтому
возможны показания удвоенных значений канала тахометра относительно реальных.
2.3.6 Считать показания на индикаторе передней панели
прибора измеренных концентраций измеряемых компонентов и при необходимости
распечатать их.
2.3.7 Установить повышенную частоту вращения вала в
пределах (П пов=Пномх0,8) или 3000 об/мин, если Пном. не указано в паспорте
автомобиля. Произвести повторное измерение концентраций анализируемых газов
согласно пп. 2.2.13-
2.3.8 Содержание оксида углерода и углеводородов в
отработавших газах автомобиля должно быть в пределах значений, установленных
предприятием-изготовителем автомобиля, но не
выше, приведенных в табл. 2.
Таблица 2
Частота
вращения (устанавливается
в технической документации на автомобиль) |
Предельно-допустимое содержание оксида углерода, % об. |
Предельно-допустимое
содержание углеводородов, объемная доля, млн -1 (ррm) Для
двигателей с числом цилиндров |
|
|
|
до
4-х |
Более
4-х |
Автомобили,
не оснащенные каталитическими
нейтрализаторами |
|||
n
(min) |
3,5 |
1200 |
3000 |
n
(пов) |
2,0 |
600 |
1000 |
Автомобили, оснащенные каталитическими нейтрализаторами |
|||
n
(min) |
1,0 |
400 |
600 |
n
(пов) |
0,7 |
200 |
300 |
2.4 Поверка
прибора
2.4.1 Поверка прибора выполняется согласно документу "Газоанализатор
многокомпонентный "АВТОТЕСТ". Методика поверки М 047.000.00
МП."
2.4.2 При поверке
применяются газовые смеси (ПГС) по
ГОСТ Р 52033-2003 и ТУ 6-16-2956-87.
2.4.3 Периодичность поверки 1 раз
3 ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ
3.1 Техническое
обслуживание прибора
3.1.1 Меры
безопасности
3.1.1.1 К работе с прибором допускаются
лица, ознакомленные с настоящим руководством
по эксплуатации.
3.1.2 Порядок технического обслуживания
3.1.2.1 В
процессе использования прибора необходимо производить замену фильтрующего
агента каплеуловителя (рис.4) и фильтров тонкой
очистки, фильтрующего агента фильтра грубой очистки (рис.3).
3.1.2.2 Замену фильтрующего агента
каплеуловителя (рис.4) (бумажного диска)
производить не реже одного раза в месяц, а при интенсивной эксплуатации по мере
заметного затемнения фильтра от сажи, содержащейся в отработавших газах. Для
замены фильтрующего агента демонтировать каплеуловитель, отвернуть верхнюю
крышку 4, отвернуть крепежную гайку 8, извлечь использованный фильтрующий агент 9 и установить на его место
новый из комплекта ЗИП. Сборка каплеуловителя производится в обратном порядке,
при этом следует следить за плотностью соединений зажимной гайки 8 и крышки
фильтра 4.
Примечание
– Для замены объемного фильтра каплеуловителя
(рис.4) необходимо:
-демонтировать каплеуловитель;
-отвернуть колпачок 1 и фиксатор 11;
- снять металлический фильтр 13 вместе с фильтром 5 мкм 12;
- извлечь фильтр 12 из объемного фильтра 13;
- механическим способом очистить металлический фильтр
от сажи. Продуть фильтр сжатым воздухом, используя насос автомобиля;
-заменить фильтр 12.
Сборка каплеуловителя производится в обратном
порядке.
3.1.2.3 Замену фильтрующего агента фильтра грубой
очистки газа рис.3, расположенного в ручке 3 пробозаборного зонда, проводить не
реже одного раза в месяц или по мере затемнения фильтрующего агента частицами сажи.
Для этого отвернуть крышку 4 с фильтром 1. Снять с фильтра колпачок 15.
Заменить фильтр, надеть колпачок и ввернуть крышку с фильтром в ручку пробозаборного
зонда.
Для замены фильтрующего агента (стекловолоконной
нити) отвернуть крышку фильтра и извлечь
использованное стекловолокно, заменив на новую порцию из состава ЗИП. При сборке
следить за герметичностью соединений элементов конструкции.
Фильтрующий агент может быть восстановлен
путем промывки в теплом растворе СМС и последующим многократным полосканием в
проточной чистой воде.
3.2 Текущий
ремонт
3.2.1 Характерные неисправности и методы их
устранения приведены в таблице 3.
Таблица 3
Наименование неисправности |
Вероятная причина |
Методы устранения |
1 |
2 |
3 |
Отсутствует индикация прибора |
Отсутствие контакта в разъеме питания |
Проверить
качество разъемных соединений,
при необходимости протереть контакты спиртом. |
Неисправность индикатора |
Направить
в ремонт |
|
Погрешность измерения не соответствует паспортным данным |
Засорение кюветы |
Прочистить
кювету |
Неисправность компрессора |
Направить
прибор в ремонт |
|
Показания тахометра завышены |
Сильное загрязнение высоковольтных проводов |
Устранить
загрязнение |
Не сомкнулся магнитопровод
сердечника датчика тахометра или его поверхность загрязнена |
Устранить
причину несмыкания, протереть закрывающую пластину и сердечники датчика безворсовой тканью, смоченной бензином |
|
Показания тахометра занижены |
Перебои искрообразования |
Установить
датчик на другой провод свечи |
Загрязнен магнитопровод сердечника |
Протереть
закрывающую пластину и сердечники датчика
безворсовой тканью, смоченной бензином |
|
Показания тахометра отсутствуют |
Неправильное подключение датчика тахометра |
Проверить
подключение разъема. |
Загрязнен магнитопровод сердечника |
Протереть
закрывающую пластину и сердечники датчика
безворсовой тканью, смоченной бензином |
4.1 Приборы в упаковке предприятия-изготовителя должны
храниться на складах поставщика и потребителя в условиях хранения 2 ГОСТ
4.2 Срок хранения прибора без переконсервации 6
месяцев. По истечении срока хранения прибор подлежит переконсервации.
4.3 Консервация прибора производится по ГОСТ 9.014-78
для изделий группы III-1, вариант В3-10.
5.1 Приборы допускают транспортирование в
транспортной таре всеми видами крытых наземных и водных транспортных средств (в
железнодорожных вагонах, контейнерах, закрытых автомашинах, трюмах и т.д.) в
соответствии с правилами перевозки грузов, действующих на каждом виде
транспорта.
5.2 Условия транспортирования прибора в части
воздействия климатических факторов должны соответствовать группы 2 по ГОСТ
Приложение А